В результате экологической катастрофы на реке Урал ТОО «Луговской конный завод» потеряло осетровых на 1,5 млрд тенге,а РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» – на 429,4 млн тенге. Рассказываем, что происходит на предприятиях год спустя.
В Атырау три компании, которые занимаются разведением осетровых. Две из них – это республиканские государственные казенные предприятия «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» и «Атырауский осетровый рыбоводный завод», которые работают по госзаказу – занимаются искусственным разведением молоди ценных пород рыб. Третья – это ТОО «Луговской конный завод», первая в Атырауской области частная компания, которая начала разводить рыбу на продажу в условиях естественной среды. Чуть больше года назад из-за отравления речной воды хлором на этом предприятии погибло около 36 тыс. рыб осетровых пород, в весовом выражении это примерно 100 тонн.
Потеря деликатеса
Луговской конный завод – западный филиал одноименного предприятия из Жамбылской области. Материнская компания бизнесом по разведению осетров начала заниматься в 2012 году, двумя годами позже расширилась, открыв еще одну осетровую ферму, теперь уже в Атырауской области. В 2014 году, арендовав прилегающую землю, компания разбила рыбное хозяйство прямо в реке Урал. «Рыбу мы привезли из Тараза, сами ее вырастили из икринок, купленных за рубежом. Чтобы разделить и определить самок и самцов, требуются годы. Только собирались начать полноценную коммерческую деятельность», – рассказывает представитель Луговского конного завода Самат Аксамбиев.
В 2018 году Луговской конный завод заключил договор с московской компанией, специализирующейся на реализации рыбной продукции. Но успели сделать поставку только части товара, а потом все поголовье осетровой фермы погибло. «Сегодня у нас работа временно приостановлена», – говорит Аксамбиев.
Напомним, массовый замор рыбы на реке Урал произошел в декабре 2018 года. Первый факт отмечен 2 декабря в канале Перетаска. Там было собрано 1,3 тонны мертвой рыбы, погибшей от «механических повреждений». Второй факт массовой гибели рыбы, теперь уже в самой реке, был зафиксирован 3 декабря в районе водозаборной станции КГП «Атырау су арнасы». Спустя еще три дня стало известно о гибели осетра в рыборазводных заводах ТОО «Луговской конный завод» и РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод». Последний потерял 1,7 тонны осетрового маточного поголовья. Убытки двух предприятий в общей сложности составили почти 2 млрд тенге.
Всего тогда погибло 118 тонн частиковой и осетровой рыбы.
Виновник установлен, ждите
В декабре 2019 года Атырауский городской суд № 2 огласил приговор по делу о массовой гибели рыбы в Урале. Со скамьи подсудимых оглашение слушали бывший руководитель КГП «Атырау су арнасы» Руслан Курметов, его бывший заместитель Виктор Сущенко и бывший начальник водоочистной станции Михаил Чурсин.
Согласно приговору Курметов признан виновным по ч. 2 ст. 371 УК РК «Халатность, повлекшая тяжкие последствия», ч. 3 ст. 328
УК РК «Загрязнение поверхностных вод, повлекшее причинение особо крупного ущерба окружающей среде», ч. 2 ст. 204 УК РК «Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее особо крупный ущерб» и приговорен по совокупности к двум годам шести месяцам лишения свободы. Сущенко и Чурсин признаны виновными по ч. 3 ст. 328 и ч. 2 ст. 204 УК РК и приговорены по совокупности к двум годам шести месяцам лишения свободы каждый.
Суд также постановил взыскать с КГП «Атырау су арнасы» материальный ущерб в пользу Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира в размере 13,9 млн тенге, в пользу РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» – 429,4 млн тенге, в пользу ТОО «Луговской конный завод» – 1,5 млрд тенге.
«Мы сможем продолжить свою деятельность, как только начнут поступать денежные средства. Насколько мне известно, обвиняемая сторона подала заявление на апелляцию, чтобы суд пересмотрел свой приговор, что может занять еще время», – поясняет Самат Аксамбиев. Он говорит, что осетровый бизнес будет восстановлен только после того, как «Атырау су арнасы» выплатит материальный ущерб. Дополнительно выделять деньги на восстановление хозяйства компания не будет.
Возрождение разведения
Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод потерял в экологической катастрофе не все поголовье, и только поэтому здесь смогли перезапустить производство. «Хотя мы и потеряли большое количество маточного поголовья, часть нам все-таки удалось сохранить. Прошлым летом и осенью из икры, полученной от оставшихся около ста голов рыб, благополучно появились мальки», – рассказывает руководитель РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» Гильман Сарсемалиев. По плану государственного заказа завод должен ежегодно выращивать и выпускать в Урал 3,5 млн мальков севрюги, осетра и стерляди. В 2019 завод выполнил только малую часть госзаказа.
В садковом хозяйстве Урало-Атырауского осетрового рыбоводного завода использовалась речная вода, из-за отравления которой и погибли здешние осетровые. Вопрос о необходимости установки замкнутого водоснабжения на заводе неоднократно обсуждался, была даже разработана проектно-сметная документация. Но работу начали только после ЧП, и скоро установка замкнутого водоснабжения на заводе начнет действовать.
1 марта 2020 года на тоневом участке Нижняя Пешнойская реки Урал рыболовецкая бригада этого рыбоводного завода выловила самку белуги весом 148 килограммов и длиной 2,2 метра. Икряная рыбина будет использована для получения потомства. Отлов и заготовка половозрелых производителей рыбы – это первый этап нового технологического цикла по выращивании молоди осетровых.
Уцелевшее хозяйство
Еще одно предприятие, Атырауский осетровый рыбоводный завод, от отравления реки Урал хлором не пострадало именно потому, что здесь используется технология замкнутого водоснабжения. Проектная мощность завода – 3,5 млн штук мальков осетровых видов рыб в год со стандартным весом 3 грамма. По словам директора Атырауского осетрового рыбоводного завода Рашидена Калидуллина, с 1998 по 2018 год предприятие вырастило и выпустило в Урало-Каспийский бассейн 86 млн жизнестойких мальков осетровых пяти видов. В этих миллионах мальков ценных пород рыб 14,4% – мальки белуги, 12,8% – осетра, 3,2% – шипа, 0,7% – стерляди, остальные – мальки севрюги.
Здесь тоже уже начинается новый цикл по выращивании молоди осетровых. «В конце апреля, с наступлением теплой погоды при температуре воздуха +12 градусов мы возьмем икру у белуги и осетров, у севрюги – в середине мая при +18 градусах. Для этого делается специальный укол, потом из самки извлекается икра, а от самца сперма и проводится искусственное оплодотворение. Одна икринка – это одна рыба. Потом неделю мы их наблюдаем, затем отправляем в специально заготовленный пруд, где они растут, и только после выпускаем в реку», – описала процесс заведующая производственным отделом Гульшат Шайдуллина. Она добавила, что один килограмм черной икры – это примерно миллион икринок, из которых около 80% в условиях рыбоводного завода становятся мальками.
Западный филиал Луговского конного завода собирался в 2019 году получить 500 килограммов черной икры – правда, для продажи. Но эти бизнес-планы оказались сорваны.