Банки и финансы

Черный понедельник Казахстана

Правительство и Национальный банк заявили о готовности оперативно реализовать пакет антикризисных мер

В понедельник, 9 марта, случилось одно из крупнейших обрушений стоимости углеводородов. В тот день, который на мировых рынках уже успели окрестить «черным понедельником», нефть марки Brent на мировых рынках торговалась в пределах $31–33 за баррель, потеряв сразу почти треть своей цены. В обменных пунктах Алматы и Нур-Султана доллар одномоментно подскочил с 382 до 399 тенге, лишь к вечеру снизившись до 394 тенге. Эта корректировка произошла после совместного заявления правительства и Нацбанка, в котором отмечалось, что власти намерены предотвращать спекулятивные операции с курсом тенге. 

Черный-лебедь-над-гнездом-кукушки.png

Со стороны Нацбанка прозвучали уверения в том, что регулятор будет принимать необходимые шаги по обеспечению стабильности цен за счет ужесточения монетарной политики через повышение базовой ставки и проведение адекватной курсовой политики, что ограничит ускорение инфляции и позволит избежать чрезмерной волатильности курса тенге. А кабмин заявил, что совместно с акиматами особое внимание будет уделять предотвращению необоснованного роста цен, особенно на социально значимые товары и услуги. Кроме того, сообщалось, что первостепенное внимание правительство направит на исполнение социальных обязательств в полном объеме, для чего будут приняты меры по сокращению неприоритетных бюджетных расходов. 

Для оперативного реагирования в Казахстане был создан штаб под руководством премьер-министра Аскара Мамина. О первых решениях этого штаба стало известно на заседании правительства во вторник, 10 марта.

Что поручил премьер

Глава кабмина заявил, что правительство вместе с Национальным банком разработали несколько вариантов дальнейшего развития событий. Каждый из этих вариантов обеспечен необходимыми ресурсами, в первую очередь финансовыми.

Также разработаны меры по снижению влияния негативной внешней конъюнктуры на национальную экономику. «Основной целью данных мер является поддержание благосостояния населения: никто из наших граждан не будет оставлен в сложной ситуации, – заверил Мамин. – Наша общая задача – это обеспечение социальной стабильности и занятости. Особое внимание необходимо уделить сохранению действующих рабочих мест и созданию новых. Подчеркиваю, все социальные обязательства государства будут исполнены, все пенсии и пособия будут выплачиваться своевременно и в полном объеме».

Одной из первоочередных мер поддержки национальной экономики премьер-министр видит стимулирование спроса на товары и услуги отечественных предприятий. Позже министр национальной экономики Руслан Даленов пояснил, что одним из основных инструментов может стать увеличение доли государственных закупок у отечественных производителей.

Министерству труда и социальной защиты населения поручено не только обеспечивать своевременные социальные выплаты в полном объеме, но и разработать новую «Дорожную карту занятости». В ее рамках предлагается развернуть в регионах реализацию инфраструктурных проектов, в том числе по ремонту социальных объектов и благоустройству населенных пунктов – это позволит создать рабочие места. Также ведомство совместно с акиматами должно обеспечить жесткий контроль за соблюдением трудовых прав граждан.

ФНБ «Самрук-Қазына», нацио­нальным управляющим холдингам и другим подотчетным правительству организациям поручено согласовывать свои операции на валютном рынке с Национальным банком, чтобы избежать излишнего давления на курс тенге. Наконец, Министерству финансов совместно с госорганами поручено в недельный срок внести предложения по пересмотру приоритетов бюджетных расходов с переносом сроков реализации непри­оритетных инвестпроектов.

«Дорожная карта» в поддержку занятости

На 2020 год в Казахстане было запланировано создание 431 тыс. новых рабочих мест при чуть большем количестве безработных (к концу прошлого года их количество, по статданным, составляло 440 тыс. человек), сообщил министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов. Теперь, с учетом появления временных рабочих мест в рамках разрабатываемой «Дорожной картой занятости», число трудовых вакансий будет увеличено. 

Параллельно ведомство будет мониторить предприятия, которые планируют высвобождение работников. «Дорожная карта занятости» предусматривает ряд мер, чтобы эти люди могли снова трудоустроиться. Основные – это переобучение уволенных работников, субсидирование сохранения рабочих мест на тех действующих предприятиях, которые оказались в тяжелой ситуации и рассматривают возможность сокращения штата, а также развитие микробизнеса, чтобы сокращенные наемные работники могли не только трудоустроиться, но и попытаться открыть собственное дело. По плану такие меры охватят около 735 тыс. работников. Кроме того, Нурымбетов вслед за премьером заверил: все социальные обязательства государства будут сохранены в полном объеме – том, который действует с начала года, уже после увеличения с учетом уровня инфляции. На эти цели государством в бюджет заложено 3,4 трлн тенге. Министр отдельно отметил, что индексация социальных выплат может быть произведена и в течение года в случае инфляционного скачка.  

Как будут сдерживать инфляцию и поддерживать тенге 

Инфляционного скачка в правительстве не ожидают: Даленов подчеркнул, что большая часть продуктов питания производится в Казахстане, привязана к местным ресурсам, и курсовые изменения на нее существенного влияния не оказывают. Те факторы, которые могут поднимать стоимость продовольственных товаров – торговые барьеры, отсутствие конкуренции и ценовые сговоры, – будут устраняться местными и центральными исполнительными властями. 

«Что касается непродовольственных товаров – техники, электронной техники, фармации, где внутреннее производство отсутствует либо не на должном уровне, – конечно, курс будет оказывать влияние, – признал спикер. – Но мы проходили это в 2009 и 2016 годах: существует институт контрактования в сфере фармации, и единый дистрибьютор уже основную продукцию законтрактовал. Что касается электроники, мировые бренды заранее учитывают локальную составляющую – то, что цена должна соответствовать внутренним возможностям спроса. Поэтому, как правило, цены на электронику остаются в прежних диапазонах», – добавил он. 

По оценке главы Нацбанка Ерболата Досаева, сейчас существует риск снижения спроса на казахстанский экспорт, что на фоне падения мировых цен на сырьевые товары приведет к дальнейшему ухудшению в 2020 году текущего счета платежного баланса, который по итогам 2019 года сложился с дефицитом в $5,5 млрд. 

«Это, возможно, окажет давление на обменный курс тенге и на ускорение инф­ляции, – сказал председатель НБ РК. – На фоне возросших рисков со стороны внешнего сектора необходимо обеспечить поддержание стабильности цен, а также защиту обменного курса тенге. Поэтому в рамках своего мандата Национальный банк на внеочередном заседании принял решение с 10 марта повысить базовую ставку до 12% с процентным коридором +/-1,5 процентных пункта. Повышение базовой ставки создаст условия для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, предупреждения негативного влияния внешних рынков на внутренние цены и уровень долларизации», – считает он. 

Кроме того, в Национальном банке не исключают проведения валютных интервенций на внутреннем рынке для обеспечения стабильности финансовой системы. 

Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова охарактеризовала повышение базовой ставки как вполне ожидаемую и адекватную, но лишь первостепенную меру для стабилизации макроэкономической ситуации. В дальнейшем, по ее мнению, правительству и Нацбанку предстоит мобилизовать имеющиеся ресурсы на приоритетные направления, отказавшись от лишних расходов. При этом эксперт полностью согласна с теми приоритетами, которые уже озвучены кабмином: сохранение рабочих мест и фокус на импортозамещении. Более того, с точки зрения Бахмутовой, эти направления тесно связаны между собой и способны обеспечить главную задачу кабмина по поддержанию благосостояния населения. 

«С точки зрения финансовых организаций, сейчас никаких скрытых проблем нет. Результаты AQR показали, что ситуация в финансовых организациях стабильна, поэтому правительству и Нацбанку необходимо сосредоточиться на экономических мерах стабилизации, сохранении рабочих мест, на контрциклических мерах, которые будут поддерживать производительную занятость в приоритетных отраслях», – считает Елена Бахмутова.

Откуда возьмут деньги на антикризисный план

Министр финансов Казахстана Алихан Смаилов обещает предоставить уточненный бюджет в апреле. Смаилов уже заявил, что будут секвестированы такие статьи, как приобретение дорогостоящей мебели и транспорта, проведение семинаров, форумов и других имиджевых мероприятий. Кроме того, будут оптимизированы проекты и мероприятия, которые можно отложить на более поздние сроки, и новые проекты, в том числе те, что были включены в бюджет с отлагательными условиями. 

Минфин обещает принять меры по индексации пенсий и пособий с учетом пересмотра коридора инфляции. Индексации потребует и ряд расходов, привязанных к курсу тенге, – это обслуживание правительственного долга, лекарственное обеспечение населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, лечение граждан Казахстана за рубежом, обучение в рамках программы «Болашак» и другие. На сбалансированность бюджета должен работать и пересмотр дивидендной политики компаний квазигоссектора, а также ограничение в приобретении ими валюты.

«Квазигосударственный сектор может приобретать валюту в рамках выполнения своих валютных обязательств: если он приобретает за рубежом оборудование или есть обязательства по займам валютных операций, но только в пределах этих обязательств», – сказал первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов.

Руслан Даленов напомнил, что правительство может воспользоваться возможностью нарастить дефицит бюджета, поскольку по действующей методологии допускается размер дефицита до 3% к ВВП, а на этот год сверстан дефицит в меньшем размере – 2,4%. Наконец, по его словам, не исключено и обращение к средствам Национального фонда. 

«Пока официального заявления делать не буду, поскольку таких решений нет. Нынешний сценарий, который мы вырабатывали, не предусматривает обращения в Национальный фонд. Но при крайнем сценарии у нас, конечно, есть вариант обращения в Национальный фонд за небольшим дополнительным изъятием: в Национальном фонде сегодня накоплено 27 трлн тенге. Если даже ежегодно взять по 2,7 трлн тенге, то практически это очень большая сумма», – отметил он.  

Другой, даже более вероятный вариант, – заимствования правительством средств на внешнем и внутреннем рынках. 

Шолпанкулов сообщил, что Минфином планируется привлечь по $500 млн посредством выпуска облигаций в России и на территории международного финансового центра «Астана». Вице-министр финансов не считает цену нефти в районе $30 за баррель сильной угрозой для бюджета страны – он напоминает, что в прошлые годы цены на нефть падали и ниже этого показателя, однако бюджет государства «очень легко и оперативно справился с этой задачей». Главное, уверены в Минфине, – это своевременное принятие антикризисного плана и его четкое исполнение.