Новости

Цифровизация снегоуборки в Уральске поставила под сомнение эффективность местного монополиста

На кону – 1,9 млрд бюджетных тенге

Софт, который отслеживает перемещение и работу снего­уборочной техники, в Уральске начали использовать в январе 2020 года. Итог первого месяца работы сервиса – руководство клининговой компании жалуется на системные ошибки, а чиновники уверены, что бизнес ищет способы избежать контроля.

Как работает цифровой климат-контроль

«Систему управления, учета и мониторинга работ» разработала компания Global information systems по заданию управления ЖКХ акимата области. У программы две основные задачи: первая – собрать доказательства, что работа действительно была выполнена, вторая – исключить коррупционную составляющую, оборвав контакт акимата с подрядчиком. Весь контроль и координацию, прием, выполнение и закрытие задачи софт делает через call-центр «109», операторы которого сначала принимают жалобы от жителей города по вопросам уборки дворов, мусорных контейнеров, ремонта дворов и дорог, а затем сами связываются с аварийными бригадами, диспетчерами коммунальных предприятий и дают им задание.

«Чтобы задача, к примеру вывоз снега, была принята системой как выполненная, бригадирам-уборщикам надо сделать четыре фото: пустой кузов, загруженный кузов, полный кузов на полигоне и, соответственно, выгрузка. Картинку невозможно загрузить из «галереи». Можно только сфотографировать на камеру в приложении. Изменить дату и время тоже нельзя – приложение берет эти данные с сервера, и каждая фотка автоматически маркируется датой и временем, а также привязывается к карте по GPS. Операторы службы «109» видят, где была машина, сколько времени она отработала и какое расстояние проехала. Отчет о проделанной работе программа формирует сама и выдает его ежемесячно и ежегодно», – рассказал о системе владелец ТОО «Global information systems» Александр Фомин.

В конце месяца можно сформировать отчет, где по зеленому, желтому и красному цветам видно, как выполнена задача, какие задачи выполнены верно, а какие не были приняты. 

«Мы строго проверяем качество и работу по правилам. Фото должно быть ровно четыре штуки. Если машина работает без включенного GPS, бригадир прислал нечитаемые фото или нарушил их количество, заявку примут как невыполненную. Значит, они работают бесплатно. Если на объекте снег убран плохо, заявка тоже не будет принята. После выполнения мы перезваниваем жителю и отчитываемся о проделанной работе», – пояснил руководитель службы «109» Талгат Балтабеков.

Кто и за сколько убирает Уральск 

Жители Уральска грустно шутят, что у города есть только три состояния: «грязь», «грязь замерзла» и «грязь засохла», хотя тендер на уборку Уральска разыгрывается ежегодно. И ежегодно этот тендер выигрывает ТОО «Жайык Таза Кала» (ЖТК). Цена вопроса в 2019 году – 1,9 млрд тенге. 

ЖТК (раньше называлась МГК ДЭП) долго принадлежала государству. Продать это госимущество пытались семь раз – в 2017 году компанию трижды предлагали отдать в доверительное управление с последующим правом выкупа, но желающих не нашлось. Годом позже были предприняты еще три аналогичные попытки, и после этого ДЭП решили просто продать за 1 млрд 169 млн тенге. Претендентов купить за полную стоимость не появилось, поэтому аукцион провели по голландскому методу – на понижение цены до 50%. Только в конце 2018 года предприятие все-таки реализовали за 777 млн тенге. Приобрело его ТОО «Образовательный центр «Zhaik ProfEdu» – «дочка» ТОО «Uniserv». Однако январь и февраль 2019 года преподнесли новым владельцам сюрприз в виде рекордного количества снега, поэтому ЖТК пришлось привлечь наемную технику (договор это позволяет). Наибольшее количество денег за работу в январе получила компания ТОО «Орал Транс», директором которой числился депутат городского маслихата Турарбек Тлемисов. С февраля 2019 года по документам он стал учредителем ЖТК, а ТОО «Орал Транс» было оформлено на его сына – Темирлана Тлемисова

1 (2).jpg

Технологии против слова

Цифровой контроль за деятельностью компании-подрядчика начался в январе. ЖТК получила 150 смартфонов, разработчики программы обучили сотрудников ЖТК, как пользоваться приложением. Результат первого месяца работы – больше половины заявок выполнено с ошибками. ЖТК винит во всем смартфоны, которые «зависают на морозе». 

«У нас 70% заявок в день выполняются с ошибками из-за программы. Мы даже ежемесячный отчет просмотреть не можем, ошибку выдает», – рассказал инженер отдела эксплуатации ЖТК Бектас Нуретдинов. Его поддержали и водители спецтехники, которые с этой программой работают каждый день. 

«Телефоны на улице замерзают и зависают. Мы линию прошли, а программа меньше километров показывает, чем мы проехали. По кольцу едем, например, – показывает, как будто мы на месте стоим. А ведь мы по 10–15 кругов там. К тому же много снега – перерасход топлива получается. Не нужна нам программа», – высказался водитель грузовика Жанбыл Ойшыгуев.

В акимате и в «109» недоумевают, где «мороз» и «много снега»: зима в Уральске выдалась теплая и бесснежная. По мнению чиновников, компания-подрядчик пытается обойти тотальный контроль, который обеспечивает приложение, поэтому и по­явились истории о зависающих телефонах. 

«Смартфонов выдали с запасом. Если перед выходом видишь, что не работает, – возьми другой. Не работает другой – возьми третий. Даже если представить, что все эти вышли из строя, то надо держать в голове, что твой телефон – твои деньги, чтобы смартфоны работали – в интересах компании. Приложение можно скачать на свой собственный смартфон, ввести свой логин-пароль и продолжать работать. Если вышел на линию без смартфона – проработал бесплатно. К тому же, если у ЖТК были бы такие проблемы, они могли сообщить об этом сразу, а не ждать конца месяца», – уверен руководитель call-центра «109».

«У подрядчиков больше ста претензий по работе программы, и среди них создатели приложения выявили только один реальный сбой», – утверждает заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев. По словам Алпысбаева, из 1,9 млрд тенге только 400 млн тенге тратится на ручную уборку, а все остальное – на технику. Отказываться от работы «Системы управления, учета и мониторинга работ» акимат не собирается, более того, хочет создать конкурентную среду на рынке городской уборки, увеличив число компаний в этой сфере хотя бы до десяти.

Замакима ЗКО на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором предложил разделить один большой лот в 1,9 млрд тенге на несколько лотов с суммами, которые будут интересны малому и среднему бизнесу. Реакцией действующего учредителя ЖТК депутата Турарбека Тлемисова стали советы: «нельзя налаженную систему рушить» и «не судите, да не судимы будете».