Март 2020 года преподнёс нам очередного «чёрного лебедя»: коронавирус стал настоящей угрозой мировой экономике. Вслед за падением цены на нефть и несостоявшимися переговорами ОПЕК с Россией, а также закрытием государственных границ и введением карантина за финансовой помощью к правительству обратились представители многих отраслей экономики – начиная от авиаперевозчиков и заканчивая крупными ТРЦ и сетями ресторанов. Совокупность этих событий повлекла за собой ослабление валюты.
После того, как Всемирная организация здравоохранения объявила коронавирусную инфекцию пандемией, центральные банки развитых стран первым делом приняли пакеты мер для поддержания экономик своих стран. К данным мерам можно отнести понижение учётной ставки, предоставление практически неограниченной ликвидности банкам второго уровня.
При возрастающих девальвационных ожиданиях в развивающихся странах внутренние ставки по свопам и РЕПО значительно возрастают, и появляется дефицит ликвидности в национальной валюте. Также в кризисных ситуациях банки-контрагенты имеют тенденцию к пересмотру взаимных лимитов, так как по причине возросших ставок появляется существенный риск непоставки.
Из-за роста рыночных ставок банки снижают объёмы кредитования реального сектора, а ведь в периоды турбулентности на рынках бизнес особо нуждается в поддержке.
Одним из хороших примеров являются действия Национального банка Украины, который для поддержания ставок на межбанковском рынке на приемлемом уровне принял решение предоставить ликвидность в гривне по ставке 12% (учетная ставка + 2%) при рыночных ставках 18-20%. Основным инструментарием является РЕПО под залог облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) сроком 14-90 дней и валютного свопа сроком 28-31 день.
Правда, украинские наблюдатели финансового рынка говорят, что необходимы лимиты для банков под эти операции.
«А если НБУ станет выкупать ОВГЗ у нерезидентов, это будет шоковый удар для финансовой системы: избыточная эмиссия, плюс эти деньги нерезиденты тут же используют для покупки валюты и репатриации своих капиталов за рубеж, то есть вначале придется потратить гривну, а затем и валютные резервы», – говорят украинские эксперты.