Газовая отрасль, по сравнению с нефтяной, не так сильно пострадала от пандемии Covid-19. Спрос на газ остается устойчивым, поскольку его в основном используют для производства электроэнергии и в коммунально-бытовых целях. Нефть же, главным образом, является сырьем для выпуска транспортного топлива. Но и рынок газа не избежал снижения цен и уровня потребления газа. Этому способствовали сразу несколько факторов, среди которых аномально теплая зима в Европе, вспышка коронавируса в Азии и рост предложения со стороны производителей сжиженного попутного газа (СПГ).
Экспорт просел
Эпидемия коронавируса привела к снижению экономической активности и сокращению промышленного производства в Китае, что, соответственно, уменьшило потребление энергоресурсов. Только в январе потребление природного газа в этой стране сократилось на 31,6 млрд куб. м, что на 1% ниже показателя за январь прошлого года. Крупные китайские компании-импортеры углеводородного сырья объявили о форс-мажоре и попросили своих поставщиков отсрочить доставку ресурсов. Аналогичное послание от своего китайского партнера, компании PetroChina, в начале марта получил национальный оператор газа – КазТрансГаз (КТГ). В результате экспорт казахстанского газа в Китай был снижен на 25%.
Тем не менее министр энергетики РК Нурлан Ногаев заявил, что «даже при этом сокращении у нас уровень транспортировки почти на том же уровне, который был в прошлом году». За 2019 год республика экспортировала в КНР около 7,5 млрд куб. м природного газа. В этом году планировала увеличить поставки до 10 млрд куб. м, что должно было принести стране $2 млрд валютной выручки.
В прошлом году в Казахстане было произведено 33,1 млрд куб. м товарного газа, из них свыше 14 млрд было продано на внутреннем рынке, около 19,5 млрд — отправлено на экспорт (доля национального оператора составила чуть больше 8,8 млрд куб. м, что на 10% меньше по сравнению с предыдущим годом).
В нацкомпании КазМунайГаз, чьим дочерним предприятием является КТГ, снижение экспортных объемов экспорта газа объясняют тем, что в России, Кыргызстане и Узбекистане уменьшили закупки казахстанского газа, сделав выбор в пользу других поставщиков.
В то же время, благодаря увеличению средней стоимости – с $179 за 1 тыс. куб. м в 2018 году до $200 в 2019-м, общая выручка от продажи газа выросла на 13,6%, превысив 874 млрд тенге. При этом только на транспортировке газа КТГ заработал свыше 209 млрд тенге, рост составил почти 50%.
В мире
В глобальном масштабе сейчас обострилась борьба за рынки сбыта и ценообразование между крупными экспортерами природного газа и СПГ. На фоне замедления экономической активности из-за коронавируса в январе–феврале этого года темпы роста импорта сжиженного газа со стороны Китая снизились до 2,3%. Это произошло в том числе из-за увеличения внутреннего производство газа, а также потому что в период низких цен 2019 году китайские компании закупили 13 млн тонн СПГ.
Индия, еще один крупный потребитель газа, в конце марта приняла меры для предотвращения распространения Covid-19 в стране — в результате местные компании объявили форс-мажор по своим обязательствам на закупку газа. Невостребованный в Азии товар производители сжиженного газа перенаправили в Европу, где уже в прошлом году наблюдался дисбаланс спроса и предложения, и стоимость газа упала более чем на 40%. Рост мирового предложения СПГ в 2019 году составил рекордные 13%, или 40 млн тонн. В 2020 году ожидается увеличение предложения сжиженного газа на 8,5%, или на 30 млн тонн.
По итогам отопительного сезона 2019-2020 гг. запасы газа в европейских хранилищах достигли рекордно высоких уровней — около 57 млрд куб. м. При этом за первые два месяца этого года более чем на треть выросли объемы импорта СПГ. Предполагается, что к концу лета резервы в хранилищах вырастут до максимального уровня — около 103 млрд куб. м. На рынке может образоваться излишек газа в объеме 45 млрд куб. м, что безусловно будет оказывать давление на цены.
Тем временем обилие предложения на рынке вынуждает производителей сокращать поставки. В 2019 году Норвегия уменьшила объем экспорта газа на 7,2 млрд куб. м. В январе и феврале этого года поставки были снижены до минимального уровня с 2015 года.
Сократились поставки газа и из России. Если в 2019 году Газпрому удалось экспортировать около 200 млрд куб. м, то в марте этого года из-за обилия предложения на рынке и мягкой зимы в Европе компания снизила поставки на 18%. Резкое падение цен на мировом рынке газа, в том числе и в Европе, заставило Газпром пересмотреть предварительные прогнозы на 2020 год и снизить стоимость своего товара с $200 до $175 за 1 тыс. куб. м. При этом российская компания защищена долгосрочными контрактами и пока сохраняет долю на европейском рынке на уровне 36%.
Однако основным поставщиком газа на европейском рынке, похоже, вскоре станут США, опередив Катар и Россию. В январе американские производители увеличили экспорт сжиженного газа в Европу почти на 97%. В феврале поставки выросли до рекордных 144 млн куб. м газа в сутки.
Рекордный рост предложения на рынке газа в конечном счете приводит к рекордному снижению его стоимости. При этом текущие цены на мировом рынке газа едва покрывают операционные и транспортные расходы как американских газовых компаний, так и Газпрома. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует, что в ближайшие два года цены останутся на текущих низких уровнях. По мнению аналитиков агентства, в 2020 году стоимость газа на крупнейших европейских хабах Title Transfer Facility (TTF) и National Balancing Point снизится с $194,2 до $123,6 за 1 тыс. куб. м, а на американском Henry Hub – с $88,3 до $65,3 за 1 тыс. куб.м.