Президентский пакет поддержки бизнеса: без отраслевых ограничений
В третьей декаде апреля правительство утвердило пятый пакет поправок в программу «Экономика простых вещей», по которой предоставляются льготные кредиты бизнесу: в программе сняты отраслевые ограничения, и теперь ее кредитные ресурсы доступны практически любому предпринимателю Казахстана.
Изменения и дополнения в эту программу были инициированы президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в рамках антикризисных мер по поддержке казахстанского бизнеса, который в массе своей пока простаивает в условиях чрезвычайного положения. По поручению главы государства объем финансирования в рамках программы был увеличен правительством на 400 млрд тенге и достиг 1 трлн, что позволит властям охватить поддержкой больший круг предпринимателей.
Одновременно с увеличением объемов финансирования в программе были сняты отраслевые ограничения: если ранее ограничивалось участие в программе сферы торговли и услуг, то теперь, как пояснил директор департамента развития предпринимательства министерства национальной экономики Чингис Ахметов, любой субъект предпринимательства в стране имеет возможность стать участником программы «Экономика простых вещей» и получить льготное финансирование. Аналогичные изменения внесены и в программу «Дорожная карта бизнеса-2025», где унифицирована конечная ставка займа.
«Стоимость кредитов для конечного заемщика по программе не будет превышать 6 % годовых, – говорит Ахметов. – Если раньше размер кредитной поддержки на одно юрлицо составлял 2,5 млрд тенге, то теперь он увеличен до 7 млрд тенге. Помимо этого, значительно расширено финансирование пополнения оборотных средств. На сегодня такое финансирование является самым востребованным видом кредитования. Сумма кредита на пополнение оборотных средств увеличена от 60 млн тенге до 500 млн тенге и будет предоставляться на возобновляемой основе», – добавляет он.
Почему АПК оказался в приоритете
При этом определенное отраслевое деление по программам все-таки проведено: из общего объема кредитования в рамках «Экономики простых вещей» в 1 трлн тенге 700 млрд тенге будет направлено на поддержку проектов переработки и производства в агропромышленном комплексе, 300 млрд тенге – на обрабатывающую промышленность и услуги. При этом из 700 млрд 100 млрд тенге пойдут на финансирование весенне-полевых работ текущего сезона, а уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов считает, что такое особое внимание агропродовольственному сектору в условиях нынешней неопределенности вполне оправданно.
«Сейчас вопрос обеспечения продовольственной безопасности для государства действительно стоит на первом месте, потому что никто не может определенно сказать, сколько времени продлится карантин, – если его действие растянется на несколько месяцев, то что мы все, извините, будем кушать и по какой цене закупать продовольствие?» – говорит Журсунов.
С этой точки зрения помощь аграриям в рамках программы «Экономика простых вещей», по большому счету, является косвенной поддержкой всего населения страны. Алгоритм прост: господдержка позволяет удешевить себестоимость продовольствия – а значит, если не заморозить конечную цену на сельхозпродукцию для потребителя на прилавке, то, по меньшей мере, не допустить резкого скачка цен на нее в магазинах. Распределение 700 млрд тенге на направление АПК будет следующим: на производство сельскохозяйственной продукции будет выделено 500 млрд тенге (включая 100 млрд на посевную), переработка получит 200 млрд.
При этом, как отмечают в национальной палате предпринимателей, такой уклон подразумевает, что сфера АПК должна стать одним из локомотивов в восстановлении национальной экономики в «постпандемическое» время, а ее продукция – одной из экспортных статей Казахстана. Тем не менее государство не забывает и о других отраслях экономики, представители которых могут быть прокредитованы в рамках программы ДКБ-2020.
Промышленность и услуги: кто получит и не получит господдержку
На оставшиеся 300 млрд тенге в рамках «Экономики простых вещей» могут претендовать все предприниматели за исключением тех видов деятельности, которые изначально не подпадают под меры господдержки в соответствии с Предпринимательским кодексом.
Это деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, производство и оптовая реализация подакцизной продукции, деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах, проведение лотереи, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов, банковская деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), аудиторская деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность кредитных бюро, охранная деятельность, а также деятельность, связанная с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Взамен под действие программы «ДКБ-2025», помимо уже имеющихся отраслей МСБ, включены субъекты крупного бизнеса, производящие продукты питания, мыла и моющих средств, бумажных изделий санитарно-гигиенического назначения, грузовые перевозчики автомобильным автотранспортом, складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность, туризм, аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью. Предприниматели могут получить кредиты на проекты стоимостью от 180 млн до 1 млрд тенге, в первом случае гарантируется выдача 85% от суммы кредита, во втором – 50%. Также в рамках программы гарантированию подлежат кредиты, направленные на 100% пополнение оборотных средств от 360 млн тенге до 500 млн тенге. Правда, здесь вводится отраслевое ограничение: на проекты, направленные на пополнение оборотных средств в отраслях торговли, сумма кредита ограничена 100 млн тенге.
«Государство выделило дополнительное финансирование на реализацию данных изменений: на субсидии и гарантии в 2020 году – в размере 44 млрд тенге, так что дефицита финансовых средств на эти меры поддержки у нас не наблюдается, в том числе и в регионах», – утверждает председатель правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», который является оператором госпрограмм в сфере поддержки бизнеса, Гаухар Бурибаева.
Новый пакет господдержки – не последний
При этом нынешние антикризисные меры от президента и правительства – это далеко не последний пакет господдержки. Охват бизнеса мерами антикризисной поддержки от государства будет расширяться.
В этом уверен председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов: в ходе онлайн-заседания комитета обрабатывающей промышленности НПП в первой половине апреля он сообщил, что министерство национальной экономики Казахстана подключило палату к формированию списка системообразующих для экономики республики предприятий, под которые будет формироваться отдельный пакет экстренных и среднесрочных мер поддержки.
«Сейчас мы с министром национальной экономики Русланом Даленовым отрабатываем вопросы по тем отраслям, которые не попали в число пострадавших напрямую в условиях карантина. Мы ставим вопрос по расширению видов отраслей, которым должны предоставляться меры поддержки в виде доступа к кредитным отсрочкам, отсрочкам по пеням, штрафам и налогам. Отдельно стоит вопрос по крупным предприятиям. Позиция министерства и правительства в целом – пойти по пути создания списка системообразующих предприятий по примеру России, где в список на поддержку включили более чем 600 таким предприятий», – говорит Мырзахметов.
Таким образом, правительству удастся соблюсти баланс в поддержке крупного бизнеса и МСБ. Причем, убежден глава правления НПП, в такой список должны попасть предприятия несырьевого сектора, и в первую очередь те, кто работает на внутренний рынок, потому что их позиции в сравнении с экспортерами ухудшило заметное падение курса национальной валюты. Но это не значит, что МСБ будет забыт и не получит: по словам директора департамента развития предпринимательства министерства национальной экономики Чингиса Ахметова, правительство готово вводить новые меры господдержки по мере выхода бизнеса из простоя, связанного с карантином. Но делать это постепенно, изучая потребности бизнеса на практике.
«В текущих реалиях динамика меняется постоянно, кардинально, и те меры господдержки, которые нужны были два месяца назад, возможно, через месяц будут уже не совсем актуальны. Поэтому мы работаем в режиме реального времени, отслеживаем ситуацию и постоянно анализируем поступающие предложения, – поясняет представитель министерства. – Все будет зависить от того, какая будет динамика по итогам апреля, мая: очень важно, чтобы мы до конца года сняли первичный шок для того, чтобы бизнес смог до конца года восстановиться, а потом уже будут дополнительные меры по восстановлению малого среднего бизнеса, в целом экономики в посткризисный период – это тоже не забываем. Предложения готовятся, а конкретное наполнение их будет зависеть от текущей ситуации», – заключает он.