Инвестиции

Как коронавирус повлиял на рынок капитала в Узбекистане

Карантин открыл новые возможности

В Узбекистане конечные сроки проведения собраний акционеров и аудиторских проверок в 2020 году сдвинулись на три месяца — с 30 июня на 30 сентября. Данное решение было закреплено в постановлении президента Узбекистана о мерах по поддержке населения и бизнеса в период коронавирусной пандемии. 

Информационный голод

Изменение графика отчетности, по мнению многих экспертов, может сказаться на решениях инвесторов.
В беседе с «Курсивом» исполнительный директор инвестиционной компании «Freedom Finance» в Узбекистане Евгений Можейко отметил, что новшества о продлении сроков «влияют на раскрытие годовой информации эмитентов, в результате рынок испытывает информационный голод для принятия инвестиционных решений, а это снизит обороты по ценным бумагам». 

По словам Можейко, узбекистанский офис «Freedom Finance» направил письмо в Агентство по развитию рынка капитала (АРРК) с предложением выступить с инициативой проведения в режиме онлайн Дней эмитента.

«Эмитенты совместно с Агентством по управлению госактивами (АУГА) и Республиканской фондовой биржей «Тошкент» в режиме реального времени рассказали бы о том, какие у них результаты выполнения бизнес-планов, как они работают во время карантина, перспективы и так далее», — поделился Можейко. 

Регулятор оперативно отреагировал на данное предложение и на минувшей неделе рекомендовал акционерным обществам, включенным в биржевой котировальный лист РФБ «Тошкент» и профессиональным участникам рынка ценных бумаг проводить «День эмитента» на регулярной основе.

Перешли в цифру

Пандемия внесла коррективы в работу самого АРРК. Документы и отчеты, направляемые регулятору, теперь принимаются только в электронном виде. Для принятия мер по смягчению негативного воздействия вынужденных ограничений Агентство запустило онлайн-опрос среди участников рынка капитала.

В этом же году планируется подписание многостороннего меморандума о сотрудничестве с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Переговоры об этом состоялись накануне. 

«Подписание меморандума – это заявление Узбекистана крупным международным инвесторам о том, что не стоит бояться входить на наш рынок ценных бумаг, он прозрачен и защищен от незаконных операций и нарушений», – заявил замдиректора АРРК Турсун Махкамов.

Изменения коснулись и деятельности АУГА. Однако, по мнению экспертов, некоторые карантинные новшества пошли только на пользу в работе структуры. 

«Агентство по управлению госактивами тестирует систему онлайн-участия на собраниях. Разговоры об этом шли много лет. Я надеюсь, что текущая ситуация позволит отказаться от множества чрезмерных и изживших себя форм отчетности, перевести многие документы в цифровую форму и дать ясно понять, что никакого вреда и существенных рисков от упрощения процессов администрирования нет», — сказал «Курсиву» финансовый аналитик, партнер Avesta Investment Group Карен Срапионов.

По его мнению, это даст хороший импульс для развития, т.к. ранее профессиональным участникам и эмитентам приходилось тратить много времени и сил на излишнюю бюрократию. 

Рост при сокращении

С начала 2020 года на бирже «Тошкент» зафиксировано более 13 000 сделок на 106 млрд сум ($10,5 млн). С января по апрель 2019 года было заключено 14190 сделок на 70,7 млрд сумов ($8,3 млн по курсу ЦБ на 30 апреля 2019 года). 

Карен Срапионов считает, что номинальный объём рынка в этом году вырос в основном за счет нескольких крупных сделок. В январе на двух эмитентов пришлось около 52 млрд сумов ($5,1 млн). Объемом торгов с ценными бумагами АКБ «Hamkorbank» составил 42, 1 млрд сумов ($4,2 млн), а объем корпоративных облигаций АКБ «O’zsanoatqurilishbank» вышел на 10,04 млрд сумов ($1 млн). Но в целом, по словам эксперта, отмечается сокращение бизнес-активности многих инвесторов, в первую очередь, иностранных. Причем это было заметно еще до пандемии коронавируса. 

«Непредсказуемость валютной политики для многих стала существенным испытанием – видя ситуацию с тенге и рублем, многие инвесторы понимали, что возможен скачок курса узбекского сума, но его не происходило до недавнего времени, а затем произошел молниеносный рост. Любой инвестор в такой ситуации повременит с решением переводить свои деньги в Узбекистан и конвертировать из долларов в сумы»,- считает Карен Срапионов. 

Однако со скачком курса, по мнению эксперта, новые инвесторы получат существенный дисконт при приобретении узбекских акций, так как цены не отреагировали на снижение ликвидности и изменение курса.
Снижение активности Срапионов связывает также с открывающимися перспективами на других рынках.

«Мало кто захочет тратить своё время на рассмотрение возможностей роста в Узбекистане, когда самые простые инструменты по золоту или урану дают за месяц удовлетворительные, даже по годовым меркам, показатели роста», — заявил Карен Срапионов. 

Спасение в опционах 

Оценивая перспективы роста оборота торгов на фондовой бирже в РУз, исполнительный директор «Freedom Finance» в Узбекистане Евгений Можейко отметил, что его можно создать, благодаря новым инструментам, таким как опционы и фьючерсы. 

По его мнению, в качестве эксперимента можно наладить корреспондентские отношения Центрального Депозитария (ЦД) с соседним казахстанским ЦД для решения вопроса двойного листинга иностранных ценных бумаг, что приведёт к увеличению ликвидности и оборота биржи. 

Куда вложить?

Интересные возможности на рынке капитала должны появиться с установлением понятной валютной ситуации. Это может способствовать оживлению общей картины, считают эксперты. 

Несмотря на заморозку экономической активности в связи с коронавирусом,  в Узбекистане есть отрасли, которые продолжают работать, даже показывают рост и тем самым создают интерес для инвестирования. 
На вопрос, в какие ценные бумаги сейчас выгоднее всего вложиться, Евгений Можейко предложил акции АО «Кварц» и АО «Кызылкумцемент».

Карен Срапионов предпочел бы «акции компаний, имеющих возможность экспорта или увеличения цен на свою продукцию на внутреннем рынке и низкую долю импорта в структуре себестоимости», — подытожил эксперт.