О чем говорил Токаев
Президент Касым-Жомарт Токаев выступил в минувший понедельник со ставшим традиционным в период чрезвычайного положения еженедельным обращением к гражданам. Он сообщил, что общестрановой режим ЧП завершился и обозначил ключевые моменты по преодолению кризиса и возвращению страны к нормальному режиму жизни.
Выступление президента условно можно разделить на три части. Первая касается мер карантинного и санитарно-эпидемиологического характера, вторая посвящена его оценке сложившейся в экономике ситуации и мерам по выходу из кризиса, третья – задачам чисто управленческого характера.
«Самое любопытное в обращении президента то, что оно представляет своего рода гибрид новых подходов к экономической политике и отголосков старых. Это очень интересная комбинация, которая, видимо, отражает некий процесс борьбы, трансформации политики. С одной стороны, звучат очень интересные новые идеи, в частности, о прогрессивной шкале налогообложения, экономической и социальной прибыльности государственных затрат, использовании строительства больниц и затрат на образование как форм выхода из кризиса.
И здесь же старые излюбленные вещи о льготном кредитовании, льготном финансировании, докапитализации Банка развития Казахстана. В том, что не касается денег и финансов, звучат элементы новой экономической политики. А в том, что сегодня касается механизмов распределения госденег по экономике, в основном представлены старые подходы», – комментирует экономист Айдархан Кусаинов.
Поскольку в выступлении был затронут максимально широкий круг тем и проблем, есть смысл остановиться на отдельных аспектах, которые, на наш взгляд, прямо влияют на способность страны выбраться из двойной вирусно-сырьевой ловушки, дают представление, как Касым-Жомарт Токаев видит социально-экономическое будущее, а также непосредственно воздействуют на бизнес.
Сознательно оставим за скобками как предлагаемый набор традиционных уже мер поддержки населения и бизнеса, так и отдельные новации типа создания на базе РОП Фонда поддержки промышленности, который будет выдавать кредиты под 3%, реорганизации ЖССБ в некий суперинститут «Отбасы банк», чьей функцией будет централизованный учет и распределение жилья, решение вопросов использования пенсионных накоплений для приобретения жилья и переход на прогрессивную шкалу налогообложения.
Тем более что изложены эти меры пунктирно, а подробно и развернуто будут представлены в комплексном плане по восстановлению экономического роста, который поручено подготовить правительству, а также в новой редакции стратегического плана развития до 2025 года.
Цивилизованный рынок неработающих активов
Отсутствие нормальных механизмов банкротства и работы с плохими активами – бич казахстанской экономики. Эта проблема появилась не сегодня – она актуальна со времен кризиса 2007–2008 годов. В условиях практически полной остановки отдельных секторов экономики (по данным Миннацэкономики, в апреле услуги торговли и транспорта снизились на треть, административное обслуживание – на 22,5% и операции с недвижимым имуществом – на 9,9% по сравнению с предыдущим годом, а в целом ВВП показал отрицательный рост в размере 0,2%) огромное количество предприятий находится в предбанкротном состоянии. Данных по их точному числу в Казахстане нет, по крайней мере в публичном поле, но, как отметил сам Касым-Жомарт Токаев, в мире число таких компаний приближается к 400 млн субъектов. Есть большая вероятность, что в результате эффекта домино негативный тренд распространится и на вроде бы благополучные сектора экономики, например связь, чьи показатели в апреле выросли. В этой ситуации чрезвычайно важным становится цивилизованный выход компаний из трудного положения.
Одна из мер, которая будет этому способствовать, была озвучена в обращении Токаева. Речь идет о признании на нормативном уровне введения режима чрезвычайного положения форс-мажорным обстоятельством для секторов экономики, наиболее пострадавших от введения режима ЧП. «При обращении в суд представителей индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса чрезвычайное положение должно признаваться форс-мажорным обстоятельством», – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Еще одно крайне важное для бизнеса решение звучит в поручении «с целью недопущения давления со стороны недобросовестных кредиторов приостановить возбуждение процедуры банкротства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 1 октября текущего года».
Перечисленные выше меры являются инструментами быстрого, сиюминутного реагирования. Учитывая, что в результате предыдущих кризисов на балансах банков скопилось значительное количество неработающих активов, которые исключены из экономического оборота, в качестве структурных решений президент предложил банковскому сектору создать цивилизованный рынок плохих активов. «Системным решением является создание цивилизованного рынка неработающих активов. Следует создать простой и рабочий механизм секьюритизации и страхования», – заявил Касым-Жомарт Токаев. И поручил Агентству по регулированию и развитию финансового рынка в рамках риск-ориентированного надзора усилить мониторинг и контроль работы банков со стрессовыми активами.
Поддержка национального бизнеса
Президентом предложен ряд инструментов, которые в условиях сжатого спроса и снижения стоимости активов должны обеспечить бизнесу доступ к деньгам. Это инструмент гарантирования кредитов Фондом «Даму», который будет распространен на займы, выдаваемые в рамках программы Нацбанка по кредитованию оборотных средств. Ее объем составляет 600 миллиардов тенге и, по словам Касым-Жомарта Токаева, при необходимости будет увеличен.
Кроме того, Агентством по регулированию и развитию финрынка приняты меры по ослаблению пруденциальных нормативов и снижению давления на ликвидность. «Это позволило высвободить в банковском секторе около 600 миллиардов тенге, которые должны быть направлены в экономику страны. Следует выработать дополнительный комплекс временных пруденциальных мер, расширяющих возможности банков кредитовать экономику», – заявил президент.
Еще одной мерой поддержки бизнеса станет расширение перечня отраслей, которым банки и другие финансовые организации предоставляют отсрочку платежей по кредитам. Туда должны быть включены торговля, обрабатывающая промышленность, транспорт и складирование, проживание и питание, информация и связь, образование и здравоохранение.
Чрезвычайно важным моментом является месседж Токаева относительно микро- и малого предпринимательства, чьи возможности полноценно пользоваться стандартными банковскими продуктами сильно ограничены.
Дело в том, что план по выходу из нынешнего кризиса базируется на удачных решениях, сработавших во время предыдущих 2007–2008 и 2010–2011 годов. Тогда одним из ключевых локомотивов стали общественные работы. Они позволили убить сразу нескольких зайцев: во-первых, обеспечить занятость, во-вторых, повысить и создать платежеспособный спрос и, в-третьих, решить часть проблем с инфраструктурой в регионах. В обращении президента указывается, что и сейчас на эти цели будет выделено около 1 трлн тенге. Однако далеко не факт, что то, что сработало в той реалии, сработает сейчас. И вот по какой причине. Предыдущие кризисы касались прежде всего двух секторов – финансового и строительного.
В результате (особенно заметно это было в Нур-Султане) работы лишилась масса людей, занятых прежде всего в строительстве и смежных отраслях. Их переквалификация из строителей объектов жилья и офисов в строителей инфраструктуры прошла относительно безболезненно. В настоящий же момент наибольший удар пришелся на сферу услуг – HoReCa, парикмахерским, фитнес-центрам, туризму и т. д.
Представляется сомнительным, что люди, занятые в этих сферах, активно пойдут на общественные работы. Поэтому крайне актуальным становится поручение президента правительству и «Атамекену» предусмотреть специальные меры для малого бизнеса в рамках программы «Дорожная карта бизнеса» и определиться по объему финансирования данного направления.
Повышение самодостаточности казахстанской экономики
Пандемия и повсеместный режим самоизоляции наглядно продемонстрировали, что такие понятия, как «продовольственная и медицинская безопасность», а также необходимость самообеспечения хотя бы минимально необходимым для выживания набором средств, товаров и продуктов, – не устарелый миф. Поэтому Касым-Жомарт Токаев заявил, что «нужно в срочном порядке выстроить новую структуру экономики». «Нам придется по-новому взглянуть на будущую структуру казахстанской экономики. Определить роль каждого из ее главных секторов: промышленного, энергетического, сельскохозяйственного, сервисного».
По его мнению, для этого следует развивать новые переделы в промышленности на основе имеющейся мощной сырьевой базы, пересмотреть подход к индустриализации. «Потребует пересмотра наш подход и к индустриализации: следует определить реальные возможности на экспортном и внутреннем рынках, наметить достижимые цели, инструменты и идти вперед», – считает г-н Токаев. А «грамотное использование госзакупок и закупок квазигоссектора необходимо рассматривать как средство восстановления экономической активности». Еще одна новелла – «по инфраструктурным программам предстоит повысить текущий уровень локализации с 40 до 60–70%». Причем, по словам Токаева, оценка работы правительства, акимов и руководителей компаний квазигоссектора будет основываться в первую очередь на этом показателе.