Традиционная узбекская посуда пользуется популярностью во всех странах Центральной Азии. Ляганы для плова, кесе для вторых блюд или пиалы для чая от узбекских мастеров жители Алматы и Шымкента, Бишкека и Душанбе приобретают в основном на ярмарках. Советы «Курсива» – на что обратить внимание при покупке красочных керамических изделий.
Керамические изделия хрупки – держите ли вы в руках фарфоровую пиалу, фаянсовый кувшин, большое терракотовое блюдо, при неосторожном обращении каждое из них может легко потерять свою товарную привлекательность. Возможны сколы на краях, образование микротрещин из-за случайного удара, наконец, керамическое изделие может легко разбиться. Ссылаясь как раз на вероятность убытков от осмотра, продавцы керамических изделий зачастую не разрешают потенциальным покупателям внимательно изучить приглянувшийся товар. Но беспокойство за целостность изделий – не единственная причина запрета. Более близкое знакомство с посудой позволит определить некачественную керамику даже неспециалисту, если знать, на что именно смотреть.
Как определить массовку
На уловки продавцов вестись не стоит. Только повертев ляган (большое блюдо для плова) в руках, можно понять его истинную цену. Настоящий ляган достаточно дорог. Цена – в зависимости от размера и сложности росписи – начинается от 5 тыс. тенге и доходит до 100 тыс. тенге. Четко установленных стандартов нет, диаметр блюда для плова может быть и 30, и 45 сантиметров. Важная деталь: если вы видите большое количество ляганов, кесе и пиал абсолютно одинакового размера, да еще и с идентичной росписью, то перед вами ширпотреб. Отсутствие работы гончаров выдает вес посуды. Если она легкая, значит, изготовлена литьем. Применение шликерной массы (жидкой глины) выдают и одинаковая толщина стенок керамического изделия, и видимые следы швов. Особенно это заметно на всевозможных статуэтках-«бабайках», производство которых явно поставлено на поток.
Интересно, что в узбекской керамике, почему-то чаще всего попадающей на казахстанский рынок из Свердловской и Новосибирской областей России, видна большая доля ручной работы при выполнении росписи. Но, опять же, поставленной на конвейер. В ходу приблизительно 10 композиционных решений, которые прежде всего заметны на примере производства «риштанской керамики». Кавычки стоят не просто так: из-за оригинально-витиеватой простоты орнаментов керамику из Риштана (город в Ферганской области Узбекистана) подделывают чаще всего.
Присмотритесь к росписи
Существует три способа подделки. Первый – роспись гуашевыми красками по ангобированной (ангоба – жидкая глина с красителем, которая наносится на изделие до первого обжига. – «Курсив») поверхности с последующей ее лакировкой. Мебельный лак виден сразу по специфическому теплому отблеску. Такое изделие нельзя использовать на кухне.
Второй способ: при внешне качественной росписи используются красители, которые не соответствуют традициям региона. Для риштанской керамики характерны мазки свободной кистью бирюзовыми, темно-синими и коричневыми красками на тонком молочно-белом ангобном слое. Красный, черный, желтый и оранжевый цвета не приветствуются. Разве что на экспорт куда-нибудь в Европу. Вообще не приемлют красного цвета мастера Хорезма с их небесно-голубыми изделиями, следующие традиционной зелено-коричневой гамме художники-керамисты Гиждувана, а также гончары Самарканда с их неповторимой ярко-голубой поливной керамикой с черной орнаментикой.
Третий способ – применение изготовленной в Китае (или где-то еще) керамической деколи. Речь о специальных переводных картинках, которые наносятся на глазурированную поверхность изделия с последующим обжигом при температуре 200–300 градусов по Цельсию. Выглядит деколь, безусловно, эффектно. Но и стирается достаточно быстро: при постоянном использовании керамического изделия рисунок на нем уже через год теряет былую свежесть. Отличить деколь от традиционного для узбекской керамики подглазурного нанесения рисунка несложно. Достаточно посмотреть на поверхность лягана или кесе под углом на свет. Деколь дает пусть и малозаметный, но рельеф.
Секреты подлинных работ
Продавцы керамических изделий из Узбекистана могут указывать на художественную ценность предлагаемых ляганов или, скажем, чайных наборов. Даже предлагают посмотреть на внешнее дно изделия – там действительно вполне может обнаружиться подпись мастера. Но не спешите радоваться: в этом случае тоже есть свои маленькие секреты. Зная, что их керамику подделывают и в Китае, и даже в России, узбекские мастера стали подписывать свои работы резцами по недосушенным изделиям, тем самым гарантируя их подлинность. Наиболее известными керамистами Узбекистана сегодня являются Алишер Назиров, Рустам Усманов, Исмаил Камилов и Шарофитдин Юсупов.
Ну и наконец, два самых простых способа определить качество керамики, которые рекомендуют сами признанные мастера. Первый – провести по поверхности изделия ладошкой. На ощупь керамика должна быть идеально гладкой. Никаких пузырьков или вздутий – это брак, который очень скоро проявится в виде сколов и трещин. Второй способ – пощелкать пальцами по изделию. Хорошо обожженная керамика должна «петь». И чем звонче звук, тем выше качество, тем больше шансов, что приобретенное изделие прослужит долго.