Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 19 мая предложил отложить введение системы обязательной электронной маркировки товаров в Евразийском экономическом союзе.
«Во всем мире из-за пандемии снижается покупательский спрос, закрываются предприятия, сегодня бизнес в наших странах находится в очень сложной ситуации: нарушены планы развития производства, цепочки поставок, выросла кредиторская задолженность. Практически все ресурсы брошены на стабилизацию работы, сохранение рабочих мест. Поэтому исполнение отдельных, наиболее затратных решений органов Союза не является разумной мерой, во всяком случае, на данном этапе развития нашей организации – к таким решениям, возможно, относятся планы по введению обязательной маркировки», – заявил Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета, который проходил во вторник, 19 мая, в формате видеоконференции.
Глава Казахстана отметил, что вопрос о возможности переноса введения систем маркировок должны рассмотреть правительства участников Союза в рамках работы евразийской комиссии. При этом он подчеркнул, что в нынешних условиях важно максимально способствовать наращиванию объемов взаимной торговли, диверсификации ее номенклатуры и баланса.
Также президент Казахстана предложил разработать план поэтапного снятия всех ограничений и барьеров, которые возникли во время пандемии, на практике обеспечив движение товаров внутри ЕАЭС без барьеров и ограничений. Токаев также предложил отложить принятие стратегии развития Евразийского экономического союза до 2025 года, одобрение которой главами государств было анонсировано накануне видеконференции.
«В целом, поддерживая принятие документа, полагаем, что есть вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения и проработки. Учитывая особую важность данного документа, который закладывает основные контуры интеграции на годы вперед, видится целесообразным обсудить его дополнительно и принять его в ходе очной встречи: рано или поздно мы ведь увидимся друг с другом», – сказал Токаев, обращаясь к президентам остальных четырех участников ЕАЭС: России, Беларуси, Кыргызстана и Армении.
В частности, глава Казахстана считает, что интеграционная работа должна учитывать особенности национальных правовых систем и исходить из принципа необходимой достаточности при рассмотрении вопросов гармонизации и унификации национальных законодательств. Поэтому предлагаемая в стратегии гармонизация и унификация в части правовой ответственности, административной и уголовной, в таможенном деле, в вопросах технического регулирования и в сфере защите прав потребителей, по мнению Токаева, не отвечает принципу разумной достаточности.
В свою очередь, это приведет к отторжению стратегии национальным общественным мнением, поскольку стратегия ограничит суверенные права правительств и парламентов, продолжил он. И напомнил, что принятие этого документа анонсировали представители евразийской экономической комиссии.
«Я думаю, что это неуместное забегание вперед. Президентам надо дать возможность обсудить и самим самостоятельно принять решение: будем ли мы принимать стратегию или нет. Ну, бывают такие случаи, когда проявляется чрезмерное честолюбие некоторых представителей ЕЭК – дескать, мы подготовили документ, а дело президентов принять. Но я думаю, что мы должны воспользоваться правом глав государств и все же обсудить этот документ дополнительно, чтобы не допустить впредь ошибок и, следовательно, избежать критики со стороны общественного мнения», – заметил Токаев.
Вместе с тем, по его словам, правительства евразийской «пятерки» могли бы начать разработку плана по реализации стратегии вместе с евразийской комиссией.
В марте 2019 года вступило в силу соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанное главами правительств стран Союза в Алматы 2 февраля 2018 года. Согласно ему, участники ЕАЭС могут инициировать процесс нанесения на любой вид продукции электронных меток, которые будут считываться специальными устройствами и позволят отследить путь товара от производителя до конечного покупателя.
Соответственно, немаркированная продукция подпадает в разряд контрафактной, но при этом, прежде чем ввести маркировку на своей территории, участник ЕАЭС должен внести предложение в отношении того или иного товара на рассмотрение всех стран Союза. Если решение не принимается консенсусом, то две и более страны могут ввести обязательную маркировку на своих территориях, остальные страны могут присоединиться к ним по мере готовности.
На введении таких систем настаивает Россия, где уже маркируются изделия из натурального меха, алкогольная и табачная продукция, в 2020 году начнется маркировка обуви и лекарств, кроме того, планируется ввести маркировку духов и туалетной воды, автомобильных шин и покрышек, одежды, постельного белья, фотоаппаратов, ювелирных изделий и молочной продукции.
Казахстанский бизнес при этом неоднократно подчеркивал, что введение систем маркировки на целый ряд товаров народного потребления в соседнем государстве до 2024 года закроет его рынок для производителей РК, построение же аналогичной системы в Казахстане требует большего времени и значительных капитальных затрат.