Всемирный банк ухудшил свой прогноз по росту бедности в ЦА
За чертой бедности в результате последствий пандемии в Центральной Азии могут дополнительно оказаться от 1,4 млн до 2,6 млн человек, сообщил 25 июня руководитель проектов Всемирного банка по вопросам бедности и равенства в Центральной Азии Уильям Зейтц.
Всемирный банк в конце прошлого года приводил следующие показатели по уровню крайней бедности в странах региона: доля населения, получающего доходы на уровне $3,2 в день на человека, в Кыргызстане составляла 20% (население – 6,5 млн человек), в Таджикистане – 13% (при 9,5 млн жителей страны). Узбекистан, население которого на 1 января 2020 года превысило 37,2 млн человек, имел в марте этого года, по признанию властей, 15% населения, получающего $3,2 в день и меньше.
Особняком в этих исследованиях находится Казахстан, как страна с уровнем доходов выше среднего: в ней уровень бедности по методике ВБ начинал учитываться в отношении людей, зарабатывающих $5,5 в день и меньше. На конец 2019 года таковых в стране с населением в 18,5 млн человек было 6,8%, при этом, подчеркивали в ВБ, уже к 2010 году в Казахстане практически не было людей с доходами по нижней планке в $3,2 в день. Однако пандемия способна значительно нарастить эти показатели, считает Зейтц.
«Если основываться на пороговом значении в $3,2 в день, то мы ожидаем, что в Центральной Азии примерно 1,4 млн человек дополнительно окажутся в зоне получателей такого дохода в результате пандемии. Если мы будем использовать такой минимальный доход, как со странами со средним уровнем дохода, который мы применяем к таким странам, как Казахстан, то по этому порогу мы ожидаем дополнительно 2,6 млн человек в регионе, которые попадут в зону бедности», – сказал эксперт ВБ в ходе онлайн-брифинга.
По его оценке, это «очень значительное увеличение бедности» для региона ЦА, общее население которого составляет 74 млн человек.
В начале июня этого года другой эксперт – ведущий экономист по вопросам сельского хозяйства Всемирного банка Сергей Зоря – озвучивал чуть более оптимистичный прогноз от этой структуры по нарастанию бедности в регионе. Если по количеству получателей доходов на уровне $5,5 в день прогноз Зори (2,5 млн человек дополнительно) практически совпал с нынешним, то по нижней границе (количество людей, чьи доходы равны $3,2 в день) произошло увеличение более чем в два раза: Зоря говорил о 600 тыс. новых людей, которые могут впасть в регионе в крайнюю бедность.
Основной причиной этого резкого роста в прогнозе Зейтц назвал проблемы с трудоустройством, поскольку в результате карантинных ограничений люди теряют работу как в формальном, так и в неформальном секторе.
«Самый значимый фактор – рынок труда: мы видим, что в Узбекистане идет сокращение на 40% трудоустройства, эта безработица концентрируется в основном среди самозанятого населения. Количество незаполненных вакансий сократилось в этой стране на 75%, в определенных отраслях сокращение прошло до 90%. В Таджикистане аналогичная ситуация, в Казахстане также сокращаются открытые вакансии, но здесь сокращение в пределах 30%, то есть не такое существенное, как в других странах. Рецессия заканчивается тогда, когда люди находят новую работу, поэтому сокращение открытых вакансий вызывает нашу особенную обеспокоенность в части того, что рынок сможет быстро восстановиться», – подчеркнул представитель ВБ
Также на снижение доходов граждан стран ЦА влияет закрытие границ, которое приводит к снижению трудовой миграции в другие страны и сокращению объема денежных переводов. По словам Зейтца, этот объем в регионе сократился вдвое, а в отдельных странах (Таджикистан) втрое по сравнению с докризисным уровнем.
«Это очень важный момент, потому что денежные переводы нацелены как раз на самые бедные домохозяйства региона, они являются одним из самых действенных механизмов бедности в регионе, и если они сокращаются, то домохозяйства вновь возвращаются в зону бедности», – подчеркнул эксперт.
Еще одним важным фактором, увеличивающим рост бедности в регионе, он назвал рост цен. Одновременно эксперт ВБ признал, что ситуация в Центральной Азии пока не является критичной.
«Перед вспышкой пандемии экономический рост в регионе был достаточно хорошим, сокращение бедности происходило достаточно активно, быстрыми темпами, это ставит Центральную Азию в сравнительно выигрышное положение по сравнению с другими регионами. К тому же страны региона имеют некоторые внутренние резервы для выправления ситуации с бедностью, некоторые из них уже были задействованы», – заключил эксперт, напомнив о выдаче социального пособия гражданам Казахстана, потерявшим работу во время режима чрезвычайного положения в марте – мае текущего года.