За 10 лет объем рынка электронной торговли в Казахстане вырос в 20 раз

Опубликовано (обновлено )
Шеф-редактор коммерческого отдела
Объем рынка онлайн-торговли в 2019 году превысил сумму 700 млрд тенге. А карантин в начале 2020 помог повысить доверие к покупкам в интернете

В 2000 году уровень проникновения интернета в Казахстане составлял 0,5%, в 2006-м – 3%, в кризисном 2008-м – 15%, а в 2011-м – 41%. В 2019 году 82,5% населения республики – постоянные пользователи интернета. Рынок e-commerce растет вместе с увеличением проникновения интернета. К примеру, за 2019 год объем безналичных платежей увеличился в 2,3 раза, составив порядка 14,4 трлн тенге (3,7% от общей доли розничной торговли). Количество активных покупателей выросло на 72% и составило 3,2 млн человек. А средний чек онлайн-покупки, говорят специалисты Lamoda, вырос на 30–35%. 

Как менялся рынок?

В 2010 году, при проникновении интернета в 35%, объем интернет-торговли в Казахстане составлял 35 млрд тенге. К 2015 году показатели увеличились в 5 раз – до 194 млрд. (Отметим, что КС МНЭ РК изменил подсчет объемов реализации услуг через интернет и с 2015 года в расчет не берутся обороты интернет-банкинга.) При этом проникновение интернета выросло только в 2 раза – до 71%. 

С 2015 года среднегодовой рост ускорился до 30%. В 2016 году объем рынка интернет-торговли составил 226,44 млрд тенге. По итогам 2017-го доля пользователей сети интернет в Казахстане составила 78,2% против 76,8% годом ранее. А объем розничной, оптовой торговли и реализации услуг через интернет – 264,52 млрд тенге. Это на 16,8% больше показателей 2016-го. Число платежных карточек в обращении, по данным Нацбанка, достигло 19,4 млн тенге против 15,7 млн в 2016-м и 17,2 млн в 2015 году. 

Для сравнения: в 2015 году только 7,5% всех розничных продаж было совершено в интернете, к 2019 году показатель вырос до 14,2%, что составило 3,5 трлн долларов; в 2012 году в Казахстане оставалось лишь 10% от всех карточных оплат казахстанцев в интернет-магазинах, в 2014-м эта цифра составила 35%.

«Все больше категорий товаров покупают онлайн, и тому есть несколько причин, – говорит сооснователь DataInsight Федор Вирин. – Первая: чем активнее человек пользуется интернетом, тем больше вероятность, что и покупать он будет там же. По мере проникновения интернета, в том числе мобильного, онлайн-шопинг становится одним из способов совершения ежедневных покупок».

В Казахстане количество пользователей интернета в 2018 году составило 81,3% от населения страны, а доля электронной торговли достигла показателя 2,9%. Рынок вырос в 1,5 раза, до 259,5 млрд тенге. 

«Электронная коммерция в Казахстане развивается динамично, жители страны все чаще заказывают привычные товары онлайн. Например, в 2018 году казахстанцы приобрели на Wildberries в 1,5 раза больше товаров, чем в 2017 году, а по итогам 2019 года показатель вырос в 2 раза, в первом квартале 2020 года – в 3 раза», – говорит Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries.

Опыт, перспективы и вызовы

В 2018 году 11,9% всех розничных продаж в мире были совершены онлайн, а к 2021 году показатель составит 17,5%. По словам экспертов, развитие и мультипликативное влияние электронной коммерции на экономику позволяет прогнозировать ежегодный вклад в ВВП Казахстана на уровне 1,1%. 

«Популярность электронной торговли стремительно росла под воздействием различных факторов, и современный мир невозможно представить без онлайн-магазинов и мобильных приложений, которые помогают оперативно совершать покупки, – отмечает Мольдер Рысалиева, генеральный директор Lamoda Kazakhstan. – Это связано с развитием банковских платежей. Люди знают, как пользоваться картами, а примерно пять лет назад ситуация была совершенно другой. Как показывает официальная статистика, 80% держателей карт Visa обналичивали зарплаты в первый же день ее получения. Ситуация меняется. На примере Lamoda процент оплаты наличными платежами раньше составлял 90%, а сейчас 35–40% клиентов предпочитают оплачивать заказы картой». 

По данным World Bank, Ovum (World Cellular Information Service), в Казахстане 76,4% населения являлись пользователями интернета в 2017 году. В этом рейтинге Казахстан оказался на втором месте после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав даже США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%). К позитивной картине добавляется и рост количества соединений посредством смартфонов в республике: по итогам 2018 года их было 18,2 млн, а к 2022 году прогнозируется 25,6 млн. 

Онлайн-торговля. В текст.jpgФото: Офелия Жакаева

«У любой покупки есть дополнительная стоимость – затраты на сборку, упаковку, доставку, – говорит Федор Вирин. – Покупая офлайн, мы несем эти расходы сами: идем в магазин, кладем продукты в тележку, в пакет, несем домой. Покупая онлайн, доплачиваем за доставку, то есть за то, чтобы трудозатраты на покупку совершил кто-то еще; и чем она дороже, тем с большей готовностью мы доплатим, потому что это часто бывает удобно. Покупатели привыкают доплачивать таким образом за удобство и идут на это при менее дорогостоящих покупках».

На 2019 год в Казахстане работают более 2 тыс. интернет-магазинов. Объем покупок в казахстанских интернет-магазинах составил 422 млрд тенге, на международных – 280 млрд тенге. Количество покупок возросло до 40,5 млн посылок. Основной рост – более чем в 2,5 раза – произошел на внутреннем рынке, составив 22 млн посылок. Однако проблемы еще сохраняются. 

«Главная проблема рынка нашей категории – низкая маржинальность, – говорит Андрей Цой, маркетолог ZooMarket.kz. – Это же и является главным барьером для роста в e-commerce. Несмотря на наличие огромного количества IT-решений, которые облегчают жизнь продавцу и делают процесс покупки приятным для потребителя, мы не можем себе позволить сразу подключить и использовать их всех. Приходится это делать постепенно».

В Алматы и Нур-Султане онлайн-покупки – привычное дело. Сложнее с жителями регионов. До сих пор бывают случаи, когда покупатели отказываются оплачивать онлайн, боясь разглашения личных платежных данных. Хотя большинство интернет-магазинов используют платежную систему, которой пользуются все крупные мерчанты, и личные данные магазины не могут хранить физически. 

«Есть интересное наблюдение, связанное с возрастом покупателей, – говорит Андрей Цой. – Согласно статистике нашего сайта, около 10% покупателей – старше 50 лет. Очевидно, что такие потребители должны быть более консервативными. Но мы видим, что даже старшее поколение охотно пользуется услугами онлайн-покупок».

Возможности развития информационной инфраструктуры позволяют предположить, что и потенциал роста e-commerce не исчерпан. Так, в 2021–2022 годах к широкополосному интернету по технологии 3G/4G будут подключены 877 сел с населением менее 250 человек, остальные 930 сел – к спутниковому интернету.

«Эта работа важна для повышения цифровой грамотности населения. В этом направлении нами пересмотрены и утверждены программы обучения населения. Проводятся курсы по развитию базовых цифровых навыков, умению пользоваться eGov, OpenGov, e-commerce, навыков информационной безопасности», – сказал министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев на заседании правительства о вопросах развития электронной торговли.

Кроме того, 2 апреля 2019 года был принят Закон по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности, где заложены меры по развитию онлайн-торговли. В частности, законодательно закреплено понятие электронной коммерции. Усилен институт защиты прав потребителей. Теперь покупатель в электронной торговле защищен в той же мере, что и в обычной торговле.

Читайте также