Идея пополнения бюджета Казахстана за счет повышения налогов, которую сейчас активно обсуждают в правительстве, вызвала отторжение не только в бизнес-среде. Эксперты предрекают экономический провал политике увеличения сборов в разгар кризиса за счет уменьшения налогооблагаемой базы: по их мнению, часть налогоплательщиков уйдет в тень, часть просто разорится, не выдержав увеличения налоговой нагрузки.
В июне текущего года достоянием общественности стали некоторые промежуточные предложения созданной при правительстве рабочей группы по выработке предложений по повышению доходов бюджета и совершенствованию налогообложения. Самыми главными из них стали возвращение ставки НДС в 2022 году с уровня нынешних 12% до 16%, что, по расчетам министерства национальной экономики, принесет в бюджет 1,091 трлн тенге дополнительных доходов в год.
Также предлагается отменить полностью или частично (на 50%) возврат НДС экспортерам по группе сырьевых товаров, что даст ежегодно 174 млрд тенге дополнительных поступлений в бюджет. Еще одно чувствительное для бизнеса предложение касается КПН: его предлагают повысить с действующих 20 до 24%, что, по расчетам, даст бюджету дополнительно 530 млрд тенге поступлений.
Озвучивание предложений по повышению ставок основных налогов в ситуации, когда экономика страны находится в отрицательной зоне роста, вызвало негативную реакцию не только у бизнеса: президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал правительство не торопиться с «механическим» увеличением налогов.
«Можно понять правительство, так как увеличение налоговых ставок – это самый доступный способ увеличения поступлений в бюджет. Но в условиях, когда нужно оживлять экономику, механическое увеличение налогов может серьезно ухудшить и без того непростую социально-экономическую ситуацию. Поэтому подойти к данному вопросу нужно максимально взвешенно», – сказал Токаев на расширенном заседании кабинета министров 10 июля этого года.
Почему вредны сами разговоры о повышении налогов
Казахстанские эксперты отмечают, что в нынешней ситуации, когда для многих субъектов бизнеса актуален вопрос не развития, а выживания, саму постановку вопроса об увеличении налогов следует убрать с повестки дня. Хотя бы на период до выхода экономики страны на допандемические показатели.
«Само по себе обсуждение возможности повышения налоговой нагрузки в период, когда у бизнеса проблемы, вызывает возмущение: бизнес ожидает, что государство будет обсуждать, как помочь ему, а вместо этого обсуждается, как с него снять денег побольше, – говорит старший партнер консалтинговой компании CSI Олжас Худайбергенов. – И даже если речь идет о нововведениях 2022 года, говорить о них можно будет только по восстановлении экономики. А там есть налоговые горизонты на 1 января 2021 года – но я не думаю, что экономика за полгода восстановится, просто не время это все сейчас обсуждать», – считает он.
С ним солидарен и директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов, который уверен, что правительство сейчас должно сосредоточиться на выработке предложений по поддержке частного сектора, поскольку в стране налицо «двухкомпонентная экономика», состоящая из малого и среднего бизнеса с одной стороны и крупных сырьевых компаний и инфраструктурных госкомпаний.
«У последних, в принципе, больших сложностей на сегодня нет, а вот наш МСБ, вернее, сектор малого и микробизнеса, который строится вокруг доходов населения, это в основном сервисные компании, в небольшой части – производства товаров народного потребления, он упал не на 3% и не на 5%, любые оценки начинаются с 10-15%. А он с точки зрения трудовой занятости в десятки раз больше, чем сырьевой и госсектор. И поэтому помощь ему должна быть более масштабной, так что, считаю, сейчас неуместно вообще говорить о каком-то повышении налогов», – сказал экономист.
Внешний взгляд: повысите налоги – убьете экономику
Мнение предыдущих экспертов разделяет и профессор экономики парижской Школы политических наук Сергей Гуриев, по мнению которого во времена большого экономического шока, который сейчас переживает не только Казахстан, но и весь мир, увеличивать налоговую нагрузку самоубийственно. Единственный действенный инструмент борьбы с рецессией, по его словам, это мягкая фискальная политика. То есть не повышение, а, наоборот, снижение налоговых ставок.
«Сейчас необходимо помочь экономике, чтобы она восстановилась как можно скорее, по прогнозу Международного валютного фонда, казахстанская экономика сократится в этом году на 3%, и при относительно невысоких ценах на нефть это означает, что у Казахстана будет дефицит бюджета. Конечно, есть соблазн для борьбы с дефицитом бюджета повысить налоги. Но это будет крайне опасным решением, потому что у вас и так есть рецессия, – заметил экономист. – Если повысить налоги сейчас и убить бизнес, можно получить ситуацию, когда вы эти налоги все равно не соберете. Потому что их некому будет платить», – заключил Гуриев.
Налоги в случае их повышения государство может недополучить и в том случае, если массовой «смерти» юрлиц-налогоплательщиков не случится: они просто вынуждены будут уходить в тень для снижения своих потерь, да и просто для выживания. Причем в тень предприятия начнут уходить загодя, до принятия окончательного решения об увеличении налогов. Поэтому фискальная тема в период кризиса должна подниматься госорганами не с точки зрения увеличения налоговой нагрузки, а для налаживания диалога с бизнесом по построению стимулирующей его развития фискальной системы, убежден бизнес-омбудсмен Казахстана Рустам Журсунов.
«Существующая система налогообложения является слишком сложной и непонятной для субъектов малого бизнеса и самозанятых, – говорит он. – Нужна такая система, когда предприниматель четко понимает, сколько он должен государству и при этом тратит минимум времени и сил. Еще лучше, если бы за него это (регистрация, удержание налога, сдача отчетности) делал его агент: банк, цифровая платформа («Яндекс», «Юбер»).
Уплата налога должна быть максимально незаметной. Без создания соответствующей сервисной платформы здесь не обойтись.
«Пользуясь паузой – налоговыми каникулами», нужно переписать заново все налоговые режимы для МСБ в комплексе. При этом выставить акценты на эволюционное укрупнение и рост бизнеса», – добавляет он.
Где взять деньги для восполнения дефицита бюджета
Необходимость реформ в налогобложении бизнеса признает и директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, который уверен, что в Казахстане можно резко сократить количество налогов, объединив некоторые из них. Это объединение может позволить снизить общую налоговую нагрузку: так, объединение пяти различных платежей бизнеса в единый налог в Фонд оплаты труда, по расчетам Ошакбаева, позволит безболезненно для бюджета снизить общую нагрузку с 32% до 20%. Безболезненно для бюджета потому, что при снижении ставки увеличится количество плательщиков, часть из которых сейчас находится в тени, и государство получит те же самые деньги на выходе при дополнительных возможностях бизнеса развиваться за счет оставшихся у него средств.
С другой стороны, вопрос о восполнении дефицита бюджета с повестки дня не снимается, но тут, по мнению экспертов, можно задействовать ряд иных нефискальных мер. Например, за счет внешних заимствований, к которым казахстанским госорганам предлагает обратиться российский экономист, CEO Movchan’s Group Андрей Мовчан.
«У Казахстана не очень большой госдолг – около 20% от ВВП, в принципе, его можно удвоить и даже утроить без большой опасности. Тем более на сегодняшнем мировом рынке ставки очень низкие, и Казахстан мог бы за счет увеличения госдолга использовать эти средства для адресных программ», – считает российский эксперт.
Жандосов же уверен, что Казахстан может обойтись и без внешних заимствований, более активно расходуя средства Национального фонда, в котором изначально была заложена идея стабилизации экономики в кризисные периоды.
«Выпадают доходы бюджета или нужно сделать дополнительные фискальные стимулы – автоматически должна срабатывать стабилизационная часть Нацфонда, таков был его изначальный «дизайн», – напомнил экономист.
При этом эксперты сходятся в том, что возврат средств и по внешним заимствованиям, и в Нацфонд правительство могло бы обеспечить позже за счет увеличения объемов налоговых сборов. И это увеличение дали бы не повышенные ставки КПН и НДС, а рост налоговых поступлений в рамках действующей налоговой системы при постепенном восстановлении экономики. Сегодняшние же разговоры об увеличении налоговых ставок все эксперты считают дополнительным шоком для экономики.
Партнерский материал