Новости

Право на добычу нефти будут продавать через интернет-аукционы

Министерство энергетики РК утвердило правила проведения электронных торгов

В Казахстане право на недро­пользование по углеводородному сырью будет предоставляться через электронные аукционы. Это стало возможным благодаря внесенным поправкам в Кодекс «О недрах и недропользовании», сообщило на минувшей неделе Министерство энергетики РК.

Ведомство поясняет, что 30 июля этого года приказом министра энергетики утверждены «Правила проведения аукциона с использованием интернет-ресурса оператора электронных аукционов на предоставление права недропользования по углеводородам в электронной форме». Если до внесения поправок в Кодекс о недрах и утверждения вышеуказанных правил документы на аукционы представлялись в бумажном формате и в режиме офлайн, то с 1 сентября этого года лица, заинтересованные в получении права недропользования, смогут участвовать в аукционах в режиме онлайн.

«Введение электронных аукционов позволит создать прозрачный механизм проведения аукционов в электронной форме, а также благоприятно скажется на повышении конкурентной среды», – считают в Минэнерго. Часть экспертов не разделяет оптимизма ведомства относительно новых методов предоставления прав на недропользование.

Как подать заявку

Торги на право недропользования проводятся министерством не более двух раз в год и организовываются после того, как поступила соответствующая заявка от недропользователя. Чтобы купить на аукционе участок недр для поиска и добычи углеводородов – читай, нефти и газа, предпринимателю нужно совершить ряд несложных на первый взгляд действий. 

Первым делом физическое или юридическое лицо выбирает желаемый участок недр, присмотрев его на интерактивной карте Комитета геологии и недропользования. Затем регистрируется в специальной электронной торговой системе, указав необходимые данные. После регистрации в системе, уже непосредственно через нее, предприниматель подает заявку на проведение аукциона на выбранный им участок, то есть фактически выступает инициатором проведения аукциона. Компетентным органом, который принимает и рассматривает эти заявки, является Министерство энергетики РК.

Все действия происходят через систему электронного документооборота (СЭД). Заявление на проведение аукциона должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней со дня его поступления. Ведомство может отказать в выставлении на аукцион запрашиваемого участка, если он не указан в Программе управления Государственным фондом недр в качестве месторождения, которое может быть предоставлено через аукцион, либо если заявитель представил недостоверные сведения или по ряду других причин.

В случае одобрения заявки компетентный орган публикует извещение, где раскрываются дата и время проведения аукциона, краткое описание месторождения, размер взноса за участие в аукционе, требования по объемам и видам работ в период разведки, стартовый размер подписного бонуса и т. д.

Недропользователь, который фактически инициировал аукцион, для участия в нем снова должен подать соответствующую заявку через торговую систему не позднее двух месяцев со дня публикации извещения о проведении аукциона.

Размер взноса за участие в аукционе универсальный, не зависит от размера месторождения и составляет 100 месячных расчетных показателей (на данный момент – 277 800 тенге). Кроме того, участник торгов должен представить в Минэнерго копию своего бухгалтерского баланса за год, предшествующий подаче заявления, чтобы подтвердить наличие собственных или привлеченных финансовых средств, достаточных для выполнения минимальных требований по объемам и видам работ на участке недр в период разведки. Само заявление должно быть рассмотрено в течение десяти рабочих дней. Иностранные участники дополнительно представляют учредительные документы, подтверждающие сведения о создании филиала, и налоговую регистрацию в стране с указанием номера налоговой регистрации.

Прозрачность или коррупция?

Опрошенные «Курсивом» эксперты отметили как минусы, так и плюсы правил проведения аукционов и в целом законодательства о недрах. Юрист департамента «Недропользование» компании GRATA International (Алматы) Михаил Абдулов в качестве положительных изменений в законодательстве отметил появление программы управления Госфондом недр вместе с интерактивной картой. Предприниматели, заинтересованные в финансировании геологоразведки или добычи полезных ископаемых, еще до подачи заявки могут на данной карте посмотреть существующие свободные участки недр. Кликая на любой из участков, можно узнать информацию о нем, а также контактные данные, по которым можно запросить дополнительные сведения по вопросу приобретения геологической информации. 

В числе минусов эксперт назвал то, что электронные аукционы с 1 сентября будут проводиться на сайте оператора, которым, как предполагается, станет АО «Информационно-учетный центр». Вопрос в том, насколько технически надежен сайт оператора.

«Мы не можем исключать вероятность того, что во время аукциона у кого-то из участников не зависнет сайт или его программа или еще какой-нибудь технический сбой не произойдет по вине организаторов торгов. И как в таком случае поступать инвестору?» – вопрошает Михаил Абдулов.

Хотя в правилах проведения аукциона содержится отдельная глава, посвященная приостановлению, переносу и отмене проведения аукциона ввиду технического сбоя, как это будет работать на практике, остается вопросом.

«Непонятно, как это все будет на практике работать. Вроде как в правилах оговаривается вопрос технического сбоя и как в таких случаях поступать. Но, например, один из участников англо­язычный. Ему оператор позвонил и сообщил о том, что произошел сбой, а он не понимает. Потом, как определяется, есть техническая ошибка или нет ее? Если кто-то пропал из онлайн, допустим, как с ним связываются? То есть сама процедура непонятная. Поэтому у нас остаются вопросы, насколько эффективно будут работать эти положения правил в случае технических проблем», – констатирует Михаил Абдулов.

Также в правилах указано: победителем признается тот, кто предложил больший размер подписного бонуса.

«Допустим, казахстанский инвестор предложил 100 млн тенге, а иностранный – 90 млн тенге. Соответственно, наш победил. Но что, если по прошествии времени выясняется, что он не оплатил подписной бонус? Тогда с ним не заключается контракт, а участок недр повторно выставляется на аукцион, который пройдет не раньше, чем через полгода. И, конечно, нет гарантий, что на этот участок снова найдется инвестор. Насколько велика такая вероятность?» – моделирует ситуацию Абдулов.

По его данным, практика проведения подобных мероприятий в прошлом демонстрирует: из проведенного в 2018 году аукциона по 31 участку недр было заявлено 16,9 млрд тенге подписных бонусов, а фактически оплачено 133 млн тенге по 15 участкам недр. То есть теоретически какой-нибудь недобросовестный участник может победить на аукционе, но потом не уплачивать подписной бонус или не подписывать контракт, тем самым выбив добросовестного участника из конкурса. Такого рода ситуации также нельзя исключать. Михаил Абдулов полагает, что можно было бы прописать процедуру, согласно которой при отказе победителя аукциона от участка второй участник, давший наибольшую сумму подписного бонуса, мог быть признан победителем.  

По мнению управляющего партнера Центра Стратегических Инициатив (CSI) Алихана Байдусенова, цифровизация в первую очередь позволяет сократить коррупционную составляющую. Процедура реализации прав недропользования по углеводородам становится более понятна и прозрачна, и в процессе работы остается так называемый аудиторский след. Кроме того, электронный способ ускоряет процесс предоставления прав на недропользование. Сейчас Казахстану важна как раз скорость перевода недр из ресурсов в запасы. Пока углеводороды в недрах, неразведанные, – это ресурсы, и на баланс их не поставишь. От момента начала подачи заявки на получение права на недропользование до промышленной эксплуатации может пройти 10–15 лет.

«И так большой срок, и если мы и здесь будем терять время, то это уже непростительно. Нужно сокращать время прохождения бюрократических процедур там, где это возможно», – считает эксперт.

Он надеется, что цифровизация сделает геологическую информацию доступной и даст равные возможности для всех. 

В целом приветствуя проведение электронных торгов, Байдусенов опасается практической реализации инициативы. Пример с цифровизацией отечественной системы образования, которая в итоге оказалась неготовой к удаленному обучению в период карантина, показывает, что у его опасений есть основания.

«К сожалению, мы часто с помпой все заявляем, а потом выясняется, что очень много недоработок», – говорит партнер CSI.

Депутат сената Канатбек Сафинов был ответственным секретарем Министерства энергетики, и он считает, что в правилах не отражен один из главных вопросов – форма участия в аукционе, а именно – публичность, то есть возможность участника видеть в режиме реального времени все заявки и шаги других участников.  

«Также не раскрыт принцип открытого доступа к информации об аукционе, по предоставлению недропользования для общественности», – говорит он.

По словам Сафинова, участие в процессе аукциона депутатов, представителей СМИ и общественных организаций, открытая трансляция самих торгов исключили бы любую возможность для злоупотреблений со стороны должностных лиц и придали общественную легитимность этим торгам.

«В целом вынужден отметить, что данные правила не соответствуют ожиданиям инвесторов по транспарентным, четким условиям определения победителей аукциона и в последующем могут вызвать многочисленные судебные споры и возможные злоупотребления должностных лиц. Поэтому считаю, необходимо существенно доработать данные правила», – резюмирует сенатор.

Без комментариев

Процесс предоставления права на недропользование является одной из ключевых сфер большой нефтегазовой отрасли – именно отсюда начинается взаимодействие государства и бизнеса, а потом и легализация недропользователей. Тема обширная и требует детального разбора, поскольку вопросов по вышеназванным правилам много. К примеру, в связи с тем, что аукционы будут проводиться не чаще двух раз в год, означает ли это, что в один день будут проводиться аукционы по нескольким участкам недр? Из правил неясно, что следует понимать под аукционом: торги в отношении каждого участка недр отдельно или торги, осуществляемые в определенный день в отношении всех участков недр, разделенных на «лоты»? 

В пресс-службе Минэнерго, куда корреспондент «Курсива» обратился с предложением связаться со специалистом ведомства, который мог бы прояснить нюансы новых норм предоставления прав на недропользование, оставили эту просьбу без ответа.

Сами участники рынка, как правило, не любят публичность, а профильные общественные организации не всегда готовы выразить свое мнение по насущным вопросам. Если в Союзе недропользователей Казахстана отметили, что электронный аукцион «способствует прозрачности и оперативности», то в Ассоциации Kazenergy сказали, что не могут прокомментировать вопрос.

Министр энергетики Нурлан Ногаев в мае озвучил, что в Казахстане сейчас действует 235 контрактов на недропользование по углеводородам. По данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, нефтяные запасы Казахстана составляют около 4,5 млрд т, запасы газа – 1,6 трлн куб. м. На государственном балансе страны числится 317 месторождений углеводородного сырья. Геологами выявлено 15 осадочных бассейнов с прогнозными ресурсами 76 млрд т углеводородного сырья.