В июле глава государства дал поручение Нацбанку и Агентству по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) подготовить предложения по проведению AQR банковской системы на периодической основе. Согласно информации, полученной «Курсивом» из достоверных источников, рассматривалась даже возможность того, чтобы сделать процедуру ежегодной.
«В международной практике AQR ежегодно не проводится, – сообщили в пресс-службе АРРФР. – Методология AQR будет частью надзорного процесса. Агентством готовятся предложения по данному вопросу».
В 2019 году оценку качества активов прошли 14 банков страны, на долю которых на отчетную дату приходилось 87% от общего объема банковских активов и 90% от общего ссудного портфеля. «Решение по масштабу и периодичности проведения AQR еще не принято», – сообщил источник, знакомый с ситуацией.
Цель оправдывает средства
Методология оценки качества активов была разработана на основе опыта Европейского центрального банка, который проводит AQR в своей юрисдикции с 2014 года. По словам экспертов, эта практика повысила прозрачность финансовой системы стран Евросоюза и обеспечила там финансовую стабильность.
«AQR – это один из инструментов банковского надзора. Правда, очень дорогой инструмент. Если раньше преобладал формальный подход, основанный на отчетах банков, то теперь регулятор настроен оценить настоящее состояние заемщиков БВУ. Ведь два одинаковых предприятия на бумаге могут быть совершенно разными в жизни: одно на грани банкротства, а второе процветает», – приводит пример экономист Алмас Чукин.
Невнимательность банкиров к собственному залоговому портфелю и вера регулятора в отчеты имели для страны печальные последствия.
«Казахстан пережил серию банковских дефолтов, то есть регулятор не справился с надзором. Возможно, поэтому нужна глубокая сторонняя экспертиза, – полагает экономист Тимур Абилкасымов. – Кроме того, при проверке АРРФР может быть обвинено в предвзятом отношении, но, нанимая независимых консультантов, регулятор избежит этих обвинений, тем более учитывая, что методология оценки, скорее всего, останется прежней».
Финансовый аналитик Сергей Полыгалов уверен, что нынешняя ситуация обязывает регулятора быть дотошным во всем:
«Лучше перебдеть, чем пропустить очередное кризисное состояние банковской сферы. И если для создания стабильности нужны более частые проверки банков, значит, их надо проводить. Ведь от финансовой стабильности зависит ситуация в экономике страны».
AQR – дорогостоящая процедура, в 2019 году Нацбанк потратил на работу зарубежных консультантов около $10 млн. Алмас Чукин считает такие траты разумными.
«Для того чтобы регулятору самостоятельно провести нормальную оценку качества активов, должны быть высокие профессионалы, специализирующиеся на этом. Кроме того, люди должны быть свободны. АРРФР не может снять половину штата с повседневной работы и отправить людей на много месяцев в банки, поэтому финнадзор и привлекает третьи силы», – поделился мнением экономист.
Сергей Полыгалов заявляет, что регулярная оценка качества активов отразится на аппетитах топ-менеджеров финансовых организаций и охладит их пристрастие к рисковым вложениям.
«С одной стороны, регуляторы в лице Нацбанка и АРРФР будут иметь достоверную информацию и вовремя реагировать на появление рисков, с другой – банки, понимая, что проверки будут продолжаться, станут осмотрительными, что снизит риск дестабилизации обстановки в банковском секторе», – считает он.
Слово банкам
С самого начала прошлогодней процедуры AQR банки в кулуарах жаловались на объем информации, которую они обязаны предоставлять аудиторам.
«Нам пришлось задействовать в процессе сбора и предоставления информации значительную часть коллектива, в результате чего банк замедлил некоторые внутренние процессы и понес достаточно серьезные непредвиденные финансовые расходы», – говорит председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло.
Трудность была в том, что для AQR регулятор принимал данные от БВУ в определенном формате, тогда как в самих банках эта информация хранится в другом виде.
В Jýsan Bank, говоря о недостатках международной практики, называют трудности в коммуникации:
«Сложнее было донести до проверяющей группы подходы банка по тем или иным вопросам. Надо отдать должное участникам проверяющей группы, которые были настроены на конструктивный диалог».
В Банке ЦентрКредит «точкой напряжения» назвали короткие сроки процедуры.
«В странах Евросоюза AQR осуществляется в среднем в течение полутора лет. Мы же прошли данную проверку за восемь месяцев – в два раза быстрее. Поэтому основная сложность – это сроки, они стали настоящим вызовом, на наш взгляд, в целом для всей банковской системы Казахстана», – заявляют в пресс-службе БЦК.
При этом все финансовые организации, ответившие на запрос «Курсива» (а таких оказалось лишь три из 14), называют опыт AQR полезным и успешным.
«AQR позволила банкам найти точки роста и показала, какие процессы необходимо улучшать, – говорит Дмитрий Забелло. – Да, это трудоемкие процедуры, но в конечном итоге мы увидим положительный эффект, когда после устранения всех замечаний рынок станет более понятным».
Финансист уверен, что AQR подтолкнула банки к глубокой оцифровке внутренних процессов, а это со временем приведет к улучшению всех сервисов, ускорению сроков принятия решений по выдаче кредитов.
Похожего мнения придерживаются в Банке ЦентрКредит.
«По результатам проверки банком составлен двухлетний план мероприятий по усовершенствованию процессов и систем, которые в будущем позволят повысить конкурентоспособность и усилить позиции банка на рынке», – отметили в пресс-службе БЦК.
Финнадзор также считает примененную практику успешной.
«Результаты AQR, а также полученные в рамках AQR методология и знания получат широкое надзорное применение путем интеграции в текущий надзорный процесс, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию надзорного процесса и регулирования банковского сектора, усовершенствованию риск-ориентированного надзора», – заключили в пресс-службе АРРФР.
Клиенты стабильных банков от проведения AQR не страдают
Аскар ЕЛЕМЕСОВ, глава офиса рейтингового агентства АКРА в МФЦА
Первая проведенная в Казахстане AQR дала положительный эффект. Наличие подписей международных консультационных и аудиторских фирм добавило доверия к результатам проведенной оценки качества активов. В то же время наиболее серьезные вопросы (в первую очередь недостаточность капитала некоторых банков) получили понятную количественную оценку.
У Нацбанка и АРРФР есть более чем достаточный список полномочий для получения от поднадзорных банков всей необходимой информации.
Ответ на вопрос, достаточно ли у финансовых регуляторов ресурсов (людей в целом и людей с необходимой квалификацией) для анализа и обработки всей полученной информации, не столь однозначен. К тому же AQR проводится международными фирмами, имеющими возможность сравнить различные страны и их банковские отрасли между собой, что очень полезно, но редко доступно в полном объеме национальным регуляторам.
Для стабильных, устойчивых банков проведение AQR – это серьезная работа, позволяющая взглянуть на себя со стороны. Хотя для сотрудников и руководителей финансового института это немалый стресс и дополнительный объем работы, но это и большой приобретенный опыт. Я бы сравнил AQR с генеральной уборкой. В отдельные моменты времени работа с консультантами и регулятором в рамках проведения AQR может оказаться достаточно нелегким бременем для отдельных служб и сотрудников банка, отвлекающим их от выполнения своих рутинных ежедневных операций, но в целом на операциях банка заметно это не сказывается, по крайней мере клиенты не страдают. Если же банк плохо управляется и имеет много скрытых проблем, то проведение AQR в таком случае – это огромный стресс для сотрудников при ограниченном положительном эффекте: повседневная работа будет тормозиться, клиенты будут страдать.
Основное отличие AQR – в прозрачности и понятности ее результатов
Светлана ПАВЛОВА, младший вице-президент – аналитик агентства Moody’s
Одна из важнейших задач AQR – повысить уровень уверенности населения, вкладчиков в устойчивости банковской системы, повысив прозрачность и банковской отчетности, и регуляторных проверок. Ведь когда это «черный ящик», люди более склонны доверять слухам, поддаваться иррациональным опасениям и панике. Конечно, у регулирующих органов есть большой список инструментов проверки, но при этом далеко не вся информация о проверках становится публичной и доступной; зачастую люди узнают об ухудшении финансового положения банка уже на том этапе, когда проверка показала отрицательный результат и на банк наложены регуляторные санкции, а то и отозвана лицензия.
Основное отличие AQR именно в том, что результаты этой оценки были опубликованы и подробно прокомментированы представителями регулятора. Публикация содержала достаточно много информации, представляющей интерес для профессионалов (аналитиков, инвесторов), которую мы, в частности, использовали в своей работе. При этом основные выводы были также изложены и широко освещены на доступном для обывателей уровне.
Для повышения доверия к банковской системе было, конечно, важно, что отчет об итогах AQR содержал комплекс уже одобренных мер для повышения кредитоспособности тех банков, чьи показатели оказались наиболее слабыми. Таким образом, все увидели, что проблемы в банковском секторе есть, но они локализованы, их масштаб оценен и утвержден план их решения. Думаю, AQR поспособствовала тому, что в этом году банковская система Казахстана и крупные банки достаточно безболезненно прошли кризисные месяцы, не столкнувшись с массовыми оттоками депозитов.
Примеры периодического проведения AQR достаточно распространены
Елена ПОЛЯКОВА, аналитик группы «Финансовые институты» агентства S&P Global Ratings
С точки зрения достижения целей, стоявших перед AQR, и той коммуникации, которая была осуществлена по итогам оценки со стороны Нацбанка, включая полное раскрытие результатов, данный опыт можно назвать положительным. Несмотря на то что Нацбанк обладает значительным спектром инструментов проверки качества активов, независимая оценка уровня проблем с применением международных подходов является важным элементом для повышения доверия к банковской системе. Помимо выявленной потребности в дорезервировании и докапитализации отдельных банков, в ходе AQR также был разработан ряд рекомендаций, направленных на совершенствование внутренних политик и подходов к принятию рисков банками, призванных определенным образом скорректировать модель ведения бизнеса и снизить риск возникновения проблем в будущем.
Процедура AQR является весьма продолжительной и трудоемкой и сопряжена для банков с существенными дополнительными трудовыми и временными затратами. Кроме этого, оценка проводится на определенную дату в прошлом и на момент получения результатов может не учитывать ряд изменений в качестве активов, произошедших за период проведения AQR, что в текущих условиях быстрого изменения макроэкономического контекста может быть особенно актуальным. В связи с чем проведение AQR на ежегодной основе не является распространенной практикой, в отличие, например, от стресс-тестирования. Вместе с тем примеры периодического проведения AQR по мере такой необходимости достаточно распространены.