Ресурсы

Как менялась Конституция Казахстана

За 25 лет основной закон корректировали пять раз

Конституция независимого Казахстана была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, и за это время в основной закон государства неоднократно вносились многочисленные изменения и дополнения. Причем, как отмечают конституционалисты, все эти поправки вносились не народом Казахстана на республиканском референдуме, а парламентом страны.

За 25 лет Конституцию меняли 5 раз: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах. Из них существенно на полномочия высших органов власти и на правах граждан отразились три пакета поправок.

Поправки 1998 года

Изменения и дополнения были внесены в 19 статей основного закона. Был исключен верхний возрастной порог 65 лет для президента и увеличен срок его полномочий с 5 до 7 лет. Также возрастной предел в 60 лет был снят для госслужащих. Изменен порядок передачи полномочий в случае освобождения или отрешения от должности президента: председатель мажилиса парламента добавлен после председателя сената, до премьер-министра. Кроме того, мажилис лишился исключительного права назначать внеочередные выборы президента.

Но самым главным изменением, по мнению профессора, доктора юридических наук Акифа Сулейманова является изменение порядка избрания депутатов парламента. Так, избрание в парламент стало возможным только по партийным спискам.

«До этого нижняя палата парламента состояла из 67 депутатов. Они избирались по одномандатным округам. Таким образом мажилис состоял из представителей каждого региона Казахстана, избранного местным населением. После поправок в 1998 году реализовать свое право избираться в органы власти граждане могут только через партию (институт самовыдвижения был ликвидирован – Прим. авт.)», – отметил Акиф Сулейманов.

Из представительного органа, куда казахстанцы могли выдвигаться, остался только местный – маслихат. Но и через 20 лет, в 2018 году парламент примет поправки в конституционные законы, когда и в маслихат можно будет избираться только по партийным спискам. 

«По сути, получается, что конституционное право гражданина быть избранным (пассивное субъективное избирательное право) ограничено, поскольку обязательным условием участия в выборах как мажилиса, так и маслихатов является партийная принадлежность. Отсутствует право самовыдвижения своей кандидатуры», – отметил кандидат юридических наук, конституционалист Мереке Габдуалиев.

Поправки 2007 года

В основной закон страны внесено 30 поправок. Срок президентских полномочий снова уменьшен с 7 до 5 лет. Однако, появилось определение «Первый Президент», на которого не распространяется ограничение на избрание более двух раз подряд. Кроме того, в Казахстане была установлена пропорционально-партийная система, которая как декларировалось, была направлена на появление политической конкуренции и политическому многообразию. Именно в 2007 году нужно было проводить праймериз, считает Мереке Габдуалиев.

Мажилис стал состоять из 107 депутатов, 98 из которых избираются по партийным спискам, остальные из членов Ассамблеи народов Казахстана, которая была наделена конституционным статусом и получила право направлять своих представителей в парламент согласно квоте.

Поправки 2017 года

В результате поправок были изменены полномочия парламента РК, которые повлияли на его конституционно-политический статус. При этом, во время конституционных реформ 2017 года стояла задача создать такой механизм, чтобы ни один властный институт не мог самостоятельно принять какое-либо ключевое решение, считает Мереке Габдуалиев.

«Во-первых, из полномочий президента Казахстана исключены важные функции по изданию указов, имеющих силу закона, а также законов, в случаях, предусмотренных Конституцией. Это обстоятельство исключит возможность злоупотребления этим правом со стороны президента в случае возможного противостояния с парламентом», – подчеркнул Мереке Габдуалиев.

Во-вторых, президент больше не полномочен вносить возражения на решения Конституционного Совета – важнейшего органа государственного управления. Именно Конституционный Совет толкует Конституцию, дает заключения о правильности проведения выборов президента и депутатов парламента, республиканского референдума, соответствия законов Конституции.

«В-третьих, с перераспределением властных полномочий от президента к парламенту и правительству произошла не просто передача функций. Произошло «рассеивание» полномочий президента среди максимального количества политических институтов, своего рода – «коллективное правопреемство». Это было сделано, чтобы принятие политических решений президентом учитывало интересы максимального количества политических сил в стране», – считает Габдуалиев.

Помимо полномочий парламента и президента, поправки в Конституцию позволили установить в пределах Нур-Султана (тогда Астана) особый правовой режим в финансовой сфере.

Что касается изменений в 2011 и 2019 годах, то первая касалась назначения и проведения внеочередных выборов президента страны, а вторая переименования столицы.