В Казахстане передвинули сроки запуска газохимического завода

Опубликовано
Пандемия внесла коррективы в нефтехимическое производство

Сроки запуска газохимического завода мощностью 500 тыс. тонн полипропилена в год снова отодвигаются. Теперь виновником переноса сроков сдачи объекта в эксплуатацию стала пандемия коронавируса. Если ранее планировалось, что пуско-наладочные работы начнутся во втором квартале следующего года, то теперь они назначены на первый квартал 2022 года.

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в планы Казахстана запустить собственное нефтехимическое производство. Из-за приостановки деятельности изготовителей и ключевых логистических узлов задерживаются поставки оборудования и материалов на строительную площадку. 

Также из-за ограничений пассажирских перевозок имеются трудности с привлечением необходимых квалифицированных специалистов. Общий прогресс выполненных работ по проекту на начало августа составил 73,6%. При этом чем больше задерживается запуск завода, тем меньше у него шансов занять свое место на экспортном рынке полимеров (90% продукции завода будет отправляться на экспорт).

С прицелом на экспорт

Активная реализация проекта по строительству завода по выпуску полипропилена началась в 2018 году, когда объект передали под управление национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ). До этого им занималось ТОО «Объединенная химическая компания» (ОХК), дочерняя организация ФНБ «Самрук-Казына».

Стоимость проекта составляет свыше $2,6 млрд. Основную сумму на строительство завода в размере $2 млрд дает Китайский банк развития сроком на 20 лет под 5,8% годовых. Кредитное соглашение было подписано в сентябре 2016 года. А годом ранее – в декабре 2015 года – был заключен ЕРС-контракт (инжиниринг, снабжение и строительство) на $1,8 млрд с китайской компанией China National Chemical Engineering Co., она же и генеральный подрядчик. Оператор проекта – ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.» (KPI), учредителями которого являются ОХК (99%) и компания «Фирма Алмэкс Плюс» (1%).

Лицензия на технологию производства полимеров предоставила американская компания Lummus Technology Inc.. В год планируется принимать 620 тыс. т пропана, который будет поставляться из Тенгизского месторождения по железной дороге и выпускать из него 500 тыс. т полипропилена. На начальном этапе будут выпускаться 11 простых марок полипропилена. При этом мощность предприятия позволяет производить до 64 марок продукции, 10% из которых пойдет на внутренний, а 90% – на экспортный рынок.

На сегодня рабочая документация для строительства завершена на 99%, бетонные работы выполнены на 95%, смонтировано 97% подземных трубопроводов и 55% металлоконструкций. Завезено 715 единиц оборудования, 87 из них уже смонтированы. Общий прогресс выполненных работ по проекту достиг 74%. Проект, можно сказать, находится в стадии активной реализации. Если не считать того, что в связи пандемией в период с февраля по июнь произошел «спад темпов проведения строительно-монтажных работ, задержки по поставке оборудования, материалов, острая нехватка иностранной квалифицированной рабочей силы». 

Сейчас численность персонала, задействованного на строительстве завода, составляет 205 человек. В июле этого года у 146 работников предприятия был обнаружен коронавирус. До пандемии на строительстве было задействовано 2 173 человека, 1700 – местного и 473 – иностранного персонала.

Из-за коронавируса срок начала пуско-наладочных работ передвинут со II квартала 2021 года на I квартал 2022 года.

Не только COVID-19

Это не первый раз, когда сроки реализации этого нефтехимического проекта переносятся. Указ о создании в Атырауской области специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» ( СЭЗ «НИНТ») был подписан президентом Казахстана в декабре 2007 года. В следующем году было создано ТОО «KPI Inc.». Строительство газохимического комплекса на территории СЭЗ планировалось осуществить в два этапа: первая фаза – ввод в эксплуатацию в 2015 году завода по производству полипропилена, вторая фаза – запуск в 2016 году производства полиэтилена. Но планы поменялись. Свои коррективы в реализацию проекта «внес мировой финансовый кризис», как объяснили в КМГ.

Если реализацию первой фазы удалось запустить благодаря китайскому кредиту, то реализация второй снова оказалась под вопросом. В мае этого года о своем решении выйти из проекта по производству полиэтилена объявила австрийская Borealis, которая в 2018 году подписала договор о сотрудничестве с ОХК. Предполагалось, что она поставит установки по производству полиэтилена. В компании тогда заявили, что решение было основано «на тщательной оценке всех аспектов предполагаемого проекта и подвержено влиянию пандемии COVID-19, а также повышенной неопределенности будущих рыночных предположений».

Недавно фонд «Самрук-Казына» объявил, что компании KLPE (оператор проекта по строительству завода по выпуску полиэтилена) и «Тенгизшевройл» подписали соглашение по базовым условиям взаимодействия при проектировании «Газосепарационной установки» (ГСУ), которая будет расположена на территории Тенгизского месторождения. Из 9,7 млрд куб. м сухого газа будет извлекаться этан и отправляться на завод полиэтилена. При этом, несмотря на отказ австрийской компании, KLPE продолжает работу над реализацией своего проекта, хотя инвестор, который бы вложил свои средства и поставил технологии производства, по-прежнему не найден.

Вторая фаза газохимического комплекса предусматривает строительство завода по производству полиэтилена мощностью 1,25 млн т продукции в год. Проект планируется реализовать в 2021-2024 годы, и он оценивается в $6,9 млрд. В июне прошлого года ТОО «KLPE» было передано под управление КМГ. Планируется, что уже в этом году KPI и KLPE станут дочерними предприятиями национальной компании.

Рынки сбыта

Однако, чем больше авторы проектов затягивают с его реализацией, тем меньше шансов найти надежные рынки сбыта. По данным KPI, 10% выпускаемой продукции будет продаваться на внутреннем рынке, а остальные 90% – экспортироваться. «У нас задача в первую очередь насытить рынок Казахстана. Не просто насытить, а (поставлять его) для создания новых производств. Желающих открыть производство достаточно много. Но нужен дешевый и качественный полипропилен», – говорит Денис Козырев, заместитель председателя правления по технологии и производству ТОО «KPI». По его словам, на территории СЭЗ уже зарегистрировались и ждут запуска завода около 30 предприятий, которые в дальнейшем из полипропилена будут производить мебель, окна или другую продукцию. «Кроме того, у нас хороший оффтейкер, который будет заниматься этими вопросами (реализацией продукции). Полипропилен достаточно востребованный продукт с высокой добавленной стоимостью», – отмечает Козырев.

v-kazaxstane-peredvinuli-srok-zapuska-gazoximicheskogo-zavoda-2.jpgФото: Pixabay

Казахстанский рынок полипропилена на сегодняшний день достаточно импортозависимый. На данный момент эту продукцию в республике производит ТОО «Компания Нефтехим LTD», около 45 тыс. т в год. При этом по итогам первого полугодия импорт полипропилена вырос на четверть в сравнении с показателем 2019 года и превысил 21,8 тыс. т. Экспорт, наоборот, сократился на 8%, до 9,9 тыс. т. Снижение экспорта аналитики «Маркет Репорт» связывают с «длительным и вынужденным простоем местного производителя – компании Нефтехим LTD – в конце апреля-июне».

Однако внутреннее потребление небольшое и KPI без труда покроет его своей продукцией. Другое дело, как найти внешние рынки сбыта.

Соседние государства Центральной Азии, Китай и Россия уже наладили производство полимеров и сегодня поставляют в Казахстан. Узбекистан на Устюртском газохимическом комплексе в год производит 387 тыс. т полиэтилена и 83 тыс. т полипропилена, Тобольский нефтехимический комбинат компании «Сибур» в России выпускает 500 тыс. т полипропилена и 1,5 млн тонн полиэтилена. Свои заводы по выпуску полимеров имеют Туркменистан, Китай, Азербайджан. Зампред правления KPI Денис Козырев считает, что, несмотря на обилие производств в соседних государствах, рынок полипропилена остается дефицитным.

«Есть страны, регионы, где его может быть переизбыток. Но тот же Китай – громаднейший рынок по полипропилену», – отмечает он. По его словам, для KPI интересен также рынок Турции, Европы, Центральной Азии и Дальний Восток. «Мы сейчас прорабатываем, смотрим. В связи с пандемией, конечно, немножко корректировки внесены. Но по окончании пандемии, когда рынок устаканится, нам будет уже понятно», – говорит Козырев. 

Мнение эксперта

Между тем опрошенные «Курсивом» эксперты отмечают два ключевых фактора, влияющих на успешность нефтехимического проекта, – это выбор технологии производства (линейка марок полимеров) и хороший маркетинг.

«Если смотреть все постсоветское пространство, то большинство расположенных в той же России, Узбекистане, Азербайджане и Туркменистане нефтехимических компаний в основном выпускают очень простые виды марок полимеров, так называемые гомомарки», – говорит Жанар Назарбаева. Эксперт консультирует инвесторов и предприятия сферы нефтехимии, работала в казахстанских и зарубежных нефтехимических компаниях.

По ее словам, в Казахстане этот вид полипропилена (гомомарки) производит павлодарский завод «Нефтехим LTD». Если на заводе KPI планируют производить такой же вид продукции, то можно забыть о конкуренции. Потому что рынок нефтехимии сейчас насыщен этими марками полимеров. В той же России очень много газохимических комплексов, которые сейчас модернизируются или увеличивают существующие мощности. Например, НКНХ («Нижнекамскнефтехим) на стадии строительства нового олефинового комплекса, который включает производство этилена мощностью 600 тыс. т в год, а также интегрированные в него производства пластиков, в том числе полиэтилена и полипропилена. «Лукойл» объявил о расширении мощностей на своем химическом предприятии в Буденновске. «Сибур» недавно анонсировала старт строительства газохимического комплекса в Амурске. Учитывая расположение завода, можно предположить, что он изначально полностью ориентирован на экспорт в Китай и Юго-Восточную Азию. «Думаю, здесь нужно договариваться с текущими производителями о выборе марочного ассортимента. KPI, помимо простых марок, нужно выпускать какие-то премиальные марки, на которых завод будет получать основную часть доходов», – считает эксперт.

Если смотреть по полиэтилену, то сейчас в Казахстане основной рынок, потребляющий его, это заводы, выпускающие различные виды пластиковых труб. Сегодня они все импортируют себе сырье из России и Ирана. «Сейчас ежемесячные потребности в полиэтилене у нас составляют 15-20 тыс. т, а KLPE планирует выпускать в месяц свыше 100 тыс. т. Возникает вопрос, куда девать остальной объем продукции. Все ближайшие соседи уже имеют подобные марки», – размышляет Жанар Назарбаева. Надо производить востребованную марку. Помимо полиолефинов, есть другие пластики, которые сейчас пользуются высоким спросом, такие как ПЭТФ (полиэтилен терефталат), каучуки, полистирол, особенно в строительном сегменте. Есть большая потребность в пластиках, используемых при производстве медицинского оборудования.

Если говорить о рынках сбыта полиэтилена, то в Европе в прошлом году был профицит в этой продукции. Здесь цена была в районе $910-920 за 1 тонну. В России она была уже дороже – в районе $1100 за 1 тонну, а в Казахстане еще дороже – $1150-1170 за 1 тонну. «То есть у нас всегда дороже, чем в России, и очень сильно дороже, чем в Европе. При этом Россия экспортировала свою продукцию по цене ниже своего региона, все это делается для сохранения внутреннего баланса», – отмечает эксперт.

Конечно, пандемия коронавируса повлияла и на рынок полимеров. Цены на пластики тоже пошли вниз и в апреле они достигли своего исторического минимума за последние 6 лет. Другой очень важный вопрос, по мнению специалиста, при выборе технологии – это возможность вторичной переработки сырья и развития НИОКР. 

Любой завод должен думать о вторичной переработке сырья, создавать замкнутый цикл производства. Это будет соответствовать экологическим требованиям и экономически выгодно не только для самого завода, но и для государства. Эксперт отмечает, что все мировые нефтехимические компании активно инвестируют в НИОКР продуктов с высокой долей вторичного сырья. Например, Borealis и ее дочерняя компания по переработке пластиков Ecoplast открыли новый завод в Австрии. Borealis планирует увеличить объем переработки в четыре раза к 2025 году. Инвестиции в Ecoplast являются ключевым шагом на пути к достижению целей компании по экономике замкнутого цикла. Shell осуществила пилотное внедрение технологии переработки пластиковых отходов в высококачественные химические продукты. BASF инвестирует 20 млн в компанию, которая специализируется на пиролизе смешанных пластиковых отходов.

В Казахстане практически нет вторичной переработки пластика. Если и есть, то очень в малом количестве. Потому что есть сложности с сортировкой пластиковых отходов. Никто их не собирает и не сортирует. В идеале эту функцию (сбор и сортировку) должно взять на себя государство.

Если говорить о развитии нефтехимии в республике, то, по словам эксперта, в целом анонсируется немало проектов, но на деле большинство из них не реализуется. Запускаются в основном недорогие и небольшие проекты, где инициатором и владельцем проекта частично или полностью является частная компания. «У нас очень высокая бюрократия. Очень много времени уходит на получение каких-либо разрешений. Да, на бумаге все выглядит отлично. Есть льготы для инвесторов – приходи и работай», – говорит эксперт и отмечает, что «по факту инвесторы ходят и не могут длительное время получить в госорганах разрешительные документы, сталкиваются с несовершенством наших законов, волатильностью валюты». «Нет никаких гарантий возврата инвестиций. В результате после 1,5-2 лет волокиты инвесторы сбегают отсюда», – резюмирует эксперт.

Читайте также