«Курсив» выяснял, как казахстанские пивовары относятся к нововведению.
9 января 2021 года вступает в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции», согласно которому верхний предел допустимой замены пивоваренного солода на несоложеные материалы увеличивается с 20 до 50%. Российские пивовары обратились в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) с просьбой сдвинуть сроки введения новелл. Казахстанские производители делать этого не стали.
Российские волнения
ЕЭК установила переходный период в три года – до 9 января 2024 года, – в течение которого предприятия могут варить пиво по действующему техрегламенту и готовиться к переходу на новый. Сам техрегламент был принят Советом ЕЭК еще в декабре 2018 года, но некоторые предприятия только недавно начали заявлять о губительности изменений для их бизнеса.
В частности, издание «Коммерсантъ» написало об обращении Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции, включающего около 200 локальных компаний, к председателю коллегии ЕЭК Михаилу Мясниковичу с просьбой перенести срок вступления в силу техрегламента на один-два года. По мнению экспертов союза, нововведения приведут к снижению объемов производства солода на 50%, сокращению посевных площадей и числа рабочих мест в странах ЕАЭС. Кроме того, полагают они, местные компании могут быть вытеснены с рынка в результате неравной конкуренции с транснациональными.
Дело в том, что сейчас при производстве пива можно заменять солод несоложеными материалами в объеме не более 20%. При снижении объема солода его будут заменять ферментными препаратами. Эти препараты, как отмечают российские пивовары, придется импортировать. Также потребуется дооснащение оборудованием, которое будет сложно окупить пивоварам, выпускающим продукцию в небольших объемах. Как результат, процесс станет выгоден именно транснациональным компаниям. В то же время транснациональные компании просят не переносить сроки. Они считают, что «промедление» будет мешать расширению продуктовых линеек. Речь о возможности импортировать в РФ продукцию новых сортов, которая сейчас не попадает ни под категорию пива, ни пивных напитков, в частности более крепкие пивные напитки.
Казахстанское спокойствие
В ЕЭК «Курсиву» сообщили, что к ним в июле и августе 2020 года поступило сразу несколько обращений от общественных организаций РФ: в одних было предложение о переносе срока вступления в силу техрегламента, в других – мнение о нецелесообразности такого переноса. Согласно правилам эти обращения перенаправили в уполномоченные органы РФ, которые и должны представить в ЕЭК позицию России по этому вопросу. На момент подготовки ответа на запрос «Курсива» ни одно государство – член ЕАЭС официально не предложило изменить дату вступления в силу техрегламента. В ЕЭК также отметили, что от казахстанских пивоваров не поступало никаких обращений по данному поводу.
В НПП «Атамекен» «Курсиву» сообщили, что «пивоваренная отрасль выступает против продления указанного периода», потому что со дня принятия техрегламента был предоставлен достаточный переходный период. В Союзе пивоваров Казахстана (СПК), представляющем интересы крупных предприятий, на которые приходится более 85% производства местного пива, также не поддерживают предложения о переносе даты вступления в силу техрегламента и полагают, что предложения локальных компаний РФ «не отвечают интересам потребителей».
«При соотношении 50 на 50 (соложеных и несоложеных материалов. – «Курсив») у пивоваров есть возможность расширять линейку сортов, а также многие импортные/ лицензионные сорта пива (яркий пример – бренд «Гиннесс») вернут себе международно признанное название «пиво», потому что сейчас, например, «Гиннесс» в РФ попадает в категорию пивного напитка», – сообщил «Курсиву» президент СПК Галым Тумабаев.
От солода ни спрятаться, ни скрыться
Руководитель PR-отдела компании «Первый пивзавод» Алексей Курапов сказал, что они не планируют обращаться в какие-либо инстанции из-за изменения данного пункта техрегламента и сроков его введения.
«Вводимые изменения никого не заставляют использовать в обязательном порядке 50% несоложеных материалов. Это выбор производителя – что и в каких пропорциях добавлять в продукцию. Но наша компания не будет, грубо говоря, «бодяжить» пиво. Это невозможно будет скрыть ни от проверяющих органов (мы обязаны печатать на этикетках соотношение ингредиентов в пиве), ни от потребителей. Потребителю достаточно один раз попробовать некачественный продукт – и он сразу же уйдет к конкуренту. А бизнесу невыгодно терять потребителей и репутацию, которая нарабатывалась годами», – объяснил Курапов.
Аналогичное мнение высказали в павлодарском АО «Жана Роса» – там говорят, что компания продолжит варить пиво по проверенным рецептам. «Мы на это (уменьшение доли солода. – «Курсив») никогда не пойдем. Мы покупаем солод и варим практически на 100% на солоде. Только некоторые сорта у нас идут с добавлением несоложеных материалов», – сообщили в «Жана Росе».
Глава СПК Галым Тумабаев не считает, что с изменением доли солода качество казахстанского пива ухудшится: «Вопреки широко распространенному мнению соотношение соложеных и несоложеных материалов не влияет на качество пива, но позволяет пивоварам экспериментировать со вкусом и создавать новые нестандартные сорта этого напитка». В НПП «Атамекен» также считают, что частичная замена пивоваренного солода зерном и/или продуктами его переработки позволит пивоварам расширить линейку сортов пива.
В неофициальных беседах представители небольших пивоварен говорят, что со вступлением в силу техрегламента транснациональные компании начнут зарабатывать больше за счет снижения себестоимости своей продукции при использовании большей доли несоложеных материалов.
«Варит солод, делает сусло, потом его загущает, делает из него вытяжки, добавляет консерванты и прочее. В итоге получается литр пива примерно в четыре раза дешевле, чем сваренное из живого солода. Но когда добавляешь больше несоложеных материалов, у тебя идет потеря вкусовых качеств и потеря цвета», – такое объяснение дал «Курсиву» собеседник, пожелавший остаться неназванным.
По его мнению, себестоимость производства пива на небольших пивоварнях, в том числе мини-пивоварнях в ресторанах, которые продолжат варить пиво с использованием прежних технологий, останется на прежнем уровне. В результате их продукт будет проигрывать в цене продукции крупных компаний, но теоретически должен больше привлекать потребителя качеством.
Напрасные опасения
«Захват рынка» транснациональными компаниями, из-за которого в свете нового техрегламента переживают российские производители, Казахстану не грозит.
«У нас рынок давно поделен между несколькими крупными игроками, часть из них – «иностранного происхождения», – комментирует Алексей Курапов.
Больше половины всего казахстанского пива, по статистике, производится на территории Алматы и Алматинской области – в 2019 году здесь произведены 264,3 млн и 152,7 млн литров пива соответственно. Для сравнения: весь объем странового производства в прошлом году – 664,2 млн литров. На территории Алматы и Алматинской области расположены заводы компаний Efes Kazakhstan и Сarlsberg Kazakhstan, крупнейших участников казахстанского рынка.
Еще один аргумент российских пивоваров за то, чтобы сдвинуть сроки введения нового техрегламента, связан с опасениями за производителей солода, которым придется снижать объемы и сокращать посевные площади. Единственное предприятие в Казахстане, которое производит и продает солод пивоварам республики и зарубежья, – расположенный в Текели (Алматинская область) «Солодовенный завод Суффле Казахстан». Мощность предприятия, которым управляет французская SOUFFLFT, составляет 85 тыс. тонн солода в год и закрывает потребности отечественного рынка.
В 2019 году Казахстан импортировал 76,8 тонны солода из Германии, 23,8 тонны из Чехии, еще 20 тонн из Словакии. При этом республика экспортировала в Узбекистан 8,1 тыс. тонн солода и в Таджикистан 1,3 тыс. тонн. Получить комментарий от «Солодовенного завода Суффле Казахстан» о том, как новый техрегламент ЕАЭС скажется на деятельности предприятия, на момент публикации не удалось.