Банки и финансы

В Казахстане растет спрос на коллективные инвестиции

«Курсив» разбирался в плюсах и минусах передачи средств в доверительное управление и в перспективах данного сектора

В Казахстане по мере снижения ставок по депозитам растет спрос на коллективные инвестиции. Представители паевых инвестфондов и компаний по страхованию жизни считают, что этот рынок недооценен.

Согласно отчету Нацбанка, на 1 августа в стране было зарегистрировано 30 паевых инвестиционных фондов (ПИФ), находящихся под управлением 19 компаний. Из них фактически работают 22 ПИФа, в том числе один открытый, четыре закрытых и 17 интервальных (ИПИФ).

«За последние пять лет было зарегистрировано 11 новых ПИФов. Стоимость активов всех фондов выросла до 227,6 млрд на 1 августа 2020-го. Причем спрос на ПИФы растет по мере снижения ставок по депозитам и роста неустойчивости отдельных банков второго уровня», – говорит начальник отдела казначейских продуктов АО «Фридом Финанс» Роман Попов.

Выход из депозита

В периоды высокой волатильности на фондовом рынке инвесторы все чаще отдают предпочтение инструментам с наибольшей диверсификацией. К таковым относятся и ПИФы. По данным регулятора, на 1 августа в стране насчитывалось 1194 пайщика. «Это положительная динамика. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился на 22%, – говорит Макпал Оразова, управляющая активами Centras Securities. – Как управляющих ПИФами это нас радует. Ведь такая динамика демонстрирует рост заинтересованности среди населения».

Рауан Куанов, вице-президент департамента по управлению активами Jýsan Invest, называет несколько причин интереса к коллективным инвестициям: «Первое – низкие ставки банков по долларовым депозитам. Второе – низкий уровень доверия к банковской системе после финансового кризиса 2008-го. К тому же мы с нашей стороны делаем все возможное для увеличения привлекательности ПИФов и доверия к данному продукту».

Летнее снижение базовой ставки Нацбанком привело к уменьшению ставок по депозитам, что, в свою очередь, увеличило спрос населения на альтернативные инструменты приумножения капитала. «Самые популярные ПИФы – валютные, выплачивающие дивиденды с привязкой к доллару. Менее существенные кредитные риски воодушевляют клиентов инвестировать часть своих сбережений, а минимальные пороги входа позволяют любому желающему приобрести паи», – объясняет Роман Попов.

«Фридом Финанс» предлагает своим клиентам, желающим получать надежную фиксированную доходность в долларах, ИПИФ Fixed Income. Компания размещает деньги клиентов в долговые инструменты и биржевые индексные фонды (ETF), номинированные в долларах и евро. «Фонд осуществляет выплату дивидендов в размере 3% годовых от стоимости чистых активов. Помимо выплаты дивидендов клиент зарабатывает от роста стоимости ценных бумаг. При текущем развитии рынка ожидается доходность около 6% годовых», – уточняет Попов.

Под управлением Centras Securities три ПИФа. Они, по словам Макпал Оразовой, имеют оптимальную диверсификацию – от солнечной энергетики до облачных решений и микрочипов. «В качестве хеджа у нас есть позиции на платину и серебро, так как все еще есть риск рецессии. В целом мы стараемся выбирать для наших ПИФов акции тех компаний, которые имеют прочные финансовые показатели и максимальные шансы на восстановление от шоков. Что касается отличий ПИФов – все сводится на аппетит к риску в трех наших фондах», – говорит Оразова. За десятилетия скачков курса доллара у казахстанцев выработался страх перед девальвацией. «Поэтому многие люди хотят хранить сбережения в валюте. Но касательно ПИФов и в целом ценных бумаг нужно понимать, что нет никаких стабильных процентов роста», – напоминает собеседница.

Jýsan Invest предлагает своим клиентам пять интервальных ПИФов – от консервативных вложений, где превалирует небольшая доходность и высокая ликвидность, до фонда, который вкладывается в ценные бумаги стран СНГ (эти инструменты имеют повышенный уровень риска, но показывают высокую доходность в долгосрочной перспективе). «Одно из ключевых отличий ИПИФов от банковских депозитов в том, что они полностью прозрачны и клиенты могут видеть, куда инвестируются их сбережения. Средства с депозита могут использоваться для выдачи займов, которые могут быть не погашены», – говорит Рауан Куанов.

В настоящее время количество пайщиков по отношению к населению страны составляет менее 0,01%. «Это показывает, что Казахстан по сравнению с развитыми странами имеет очень низкую инвестиционную культуру и недостаточную финансовую грамотность. Поэтому потенциал роста у рынка большой», – уверена Макпал Оразова. 

v-kazaxstane-rastet-spros-na-kollektivnye-investicii-3.jpg

Убить двух зайцев 

В личной беседе страховщики называют накопительное страхование жизни (НСЖ) самым недооцененным продуктом отечественного финансового рынка. Первые продукты НСЖ (сочетают в себе страхование и инвестирование) были представлены в нашей стране еще в 2001 году. Средние темпы роста здесь составляют 30% в год. «Если сравнивать с Россией, то темпы роста у нас намного ниже. Там проникновение страхования жизни больше в четыре раза», – уточняет зампредседателя правления КСЖ Nomad Life Мади Шалгимбаев. Например, в развитых странах накопительное страхование – важнейший способ защиты жизни и здоровья, а также финансового планирования. До пандемии годовой объем страховых премий в Европе составлял более 1,2 трлн евро, из них на страхование жизни приходилось более 60%.

Данные по рынку страхования жизни в Казахстане обобщены в отчетах Нацбанка, и выделить накопительное страхование жизни невозможно, так как кредитное страхование, которое присутствует в портфелях большинства life-компаний, также включено в класс «страхование жизни». Но на 1 августа поступление премий в этом классе выросло на 9,2% в годовом выражении и составило 43,9 млрд тенге.

Страховщики жизни, так же как и представители ПИФов, говорят, что интерес к их продуктам подогревается банками. «После девальвации наиболее актуальными для населения стали валютные вклады. Однако в казахстанских банках очень низка средняя ставка. Поэтому люди стали больше обращать внимание на накопительное страхование, где доходность может достигать 4% годовых», – объясняет председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

Мади Шалгимбаев уверен, что в ближайшее время этот рынок покажет динамичный рост. 

Дело в том, что недавно регулятор создал правовую базу для страхового инвестиционного продукта unit-linked. Кроме того, несколько лет власти работают над включением КСЖ в государственную образовательную накопительную систему (ГОНС), благодаря которой будут формироваться накопления для оплаты высшего образования. «Потенциал традиционного накопительного страхования составляет не менее 30 млрд тенге в год, столько же по каждому направлению unit-linked и ГОНС. При оптимистичном прогнозе емкость рынка в течение трех-пяти лет превысит 90 млрд тенге, если все продукты заработают в полную силу», – считает Шалгимбаев.

В зависимости от финансовых целей пайщиков ПИФы делятся на три типа: открытые, интервальные и закрытые. Собственники паев открытых фондов могут требовать их погашения в любой рабочий день; пайщики интервальных вправе выйти из фондов только в определенные периоды (месяц, квартал или раз в год); вложения средств в закрытые ПИФы происходят на стадии их формирования, а вывод – после завершения всех работ по проекту. Сроки выхода из закрытого ПИФа устанавливаются заранее и составляют, как правило, не менее нескольких лет. Вступительный взнос в такой инвестфонд – внушительная сумма (от нескольких сот тысяч долларов), поэтому этот вид инвестирования подходит далеко не каждому.