В Казахстане в течение многих лет не растет корпоративный кредит. При текущем уровне инфляции и ставок, которые у нас есть сейчас, крупные и качественные заемщики ограничивают себя в корпоративном кредитовании, потому что отбить ставку становится непросто.
Доступ к деньгам по субсидированной ставке получает все больше бизнесов, потому что кредитоваться по рыночным ставкам добросовестному бизнесу сложно. Да, корпоративный кредит эмитируется, но платит за все это Министерство финансов РК. Ведомство само берет кредит по рыночным ставкам и через бюджет субсидирует эти проценты.
На мой взгляд, Казахстан достиг высочайшего уровня субсидирования займов экономики. И для того чтобы не сокрушить рыночность всей финансовой системы страны (в том числе банковской системы), Казахстану нужно отказываться от субсидирования ставок корпоративного кредита. А для этого придется предпринимать шаги по снижению ключевой ставки.
Ключевая ставка держится на значительном уровне из-за высоких инфляционных ожиданий, которые продиктованы низким доверием к национальной валюте и, в свою очередь, девальвационными ожиданиями.
Гипотеза о том, что мы должны держать ставку на высоком уровне из-за девальвационных ожиданий, может оказаться не совсем корректной. В том числе и потому, что существенная часть тенговой ликвидности представляет собой некие принудительные активы в тенге – это средства национальных компаний, деньги на текущие расходы, социальная помощь, зарплаты бюджетников и так далее. Эти деньги не уйдут из системы, и они не очень эластичны к ключевой ставке, их не станет больше или меньше, даже если ставка изменится в разумных пределах.
Если денежно-кредитная политика Казахстана (ДКП) из жесткой превратится в мягкую, стимулирующую – даже если ставка станет отрицательной, как во многих странах, – то это не приведет к существенно большей долларизации вкладов, чего мы сейчас боимся. При девальвационных ожиданиях процентами эти риски почти не закрыть, ведь, допустим, риск девальвации на 10% за неделю не покрывается никакими ставками. В итоге экономике Казахстана нужны ресурсы, а правительство платит по своему государственному долгу большие проценты, что составляет серьезную часть республиканского бюджета. При инфляции в 7% для правительства ставка складывается в 10,5–11%. Под такие проценты Минфин РК занимает деньги на открытом рынке, в том числе и на короткие сроки – разница составляет 4% над инфляцией, это жесткая ДКП.
Ни развитие крупного бизнеса, ни развитие ипотечного кредитования не будут возможны без снижения стоимости кредита. Казахстан сегодня имеет благоприятную внешнюю конъюнктуру: задушенный спрос после пандемии, относительно низкую инфляцию, в том числе и в России – основном торговом партнере Казахстана. Эти факторы (и не только они) будут сдерживать наблюдаемую инфляцию в республике в ближайшем будущем.
Нам нужно стремиться к нейтральной и, может быть, на какое-то время, даже мягкой ДКП. Это тот воздух, который нужен экономике Казахстана. Конечно, пытаться поддерживать отдельные программы можно, но экономику делает крупный бизнес. Для того чтобы начал расти корпоративный кредит, деньги должны становиться дешевле. Нельзя делать кредит для кого-то дешевым и невероятно дорогим для всех остальных. Даже если это выгодно финансовым институтам и национальным компаниям как крупным депозиторам.