Самые известные противостояния автоконцернов
Вечный двигатель развития автомобильной отрасли – это конкуренция. Автоконцерны готовы соперничать до последнего, ведь на кону миллиардные прибыли и почетное место в поп-культуре. Именно поэтому «битвы брендов» превращаются в захватывающие истории, за которыми крайне увлекательно наблюдать.
Nikola против Tesla
Наверное, величайший изобретатель Никола Тесла сильно бы удивился, узнай он о противоборстве двух частей своего имени. К Илону Маску и его компании «Тесла», производящей электромобили, можно относиться по-разному, но факт остается фактом – бизнесмен круто изменил современную автоиндустрию, показав реальность электрификации транспорта. А лавры одного, как известно, не дают покоя всем остальным.
Компания Nikola, работающая над созданием электрогрузовиков, появилась в 2014 году усилиями амбициозного американца Тревора Милтона. Пользуясь методами Маска, он создал ажиотаж вокруг проекта, ворвался на биржу – и к февралю 2020-го капитализация компании достигла $20 млрд. При этом «Никола» пока не выпустила и не продала ни одной серийной машины.
Милтон сделал ставку на электрификацию грузового транспорта. Но не с помощью батарей, как у «Теслы», а благодаря водородным генераторам. Считается, что такая система намного легче и компактнее, да и заправиться водородом гораздо быстрее, нежели пополнить заряд аккумуляторов. Следуя рецептам Маска, Милтон обещает развивать заправочную сеть.
Фото: Eric Liu
Первое столкновение автокомпаний произошло в 2018-м. Nikola обвинила «Теслу» в плагиате дизайна их водородного грузовика. Дескать, с него скопирован тесловский Semi, потому, господин Маск, извольте выложить $2 млрд за нарушение патентных прав. Платить основатель «Теслы» не стал, назвав обвинения абсурдными.
Но Nikola не отступила. Компания объявила о создании первой легковой модели – пикапа Badger. Очевидно, 460-сильный водородно-электрический автомобиль противопоставляется нашумевшему Cybertruck. Подчеркивая серьезность намерений, Nikola продала часть акций гиганту «Дженерал Моторс», намереваясь использовать мощности и технологии концерна.
Однако беда пришла откуда не ждали. В начале сентября 2020-го компания Hindenburg Research, один из акционеров Nikola, заявила, что Тревор Милтон «многократно обманывал клиентов, партнеров и инвесторов». К примеру, в 2018 году Nikola показала в рекламном ролике грузовик, якобы движущийся на водородном топливе, хотя на самом деле машину просто скатили с холма, заявил акционер. Hindenburg Research также утверждала: у нее есть «обширные доказательства» того, что технология Nikola была куплена у другой компании. На этом фоне Тревор Милтон ушел с поста исполнительного председателя. Совет директоров компании назначил на место Милтона бывшего вице-председателя General Motors и члена совета директоров Nikola Стивена Гирски. Похоже, что Nikola пока не собирается уходить с арены автомобильных битв.
Ford против Ferrari
Рассказанная Голливудом история о жестком противостоянии американского «Форда» и итальянской «Феррари» – яркий пример того, как интересы компании и рациональность отступают перед честолюбием и жаждой мести. Фильм довольно достоверно обрисовал те события, поэтому вспомним лишь основные вехи.
В начале 1960-х Генри Форд II, внук того самого Генри Форда – основателя автокомпании, понял, что его бренду остро не хватает спортивности, которая так ценилась новым поколением покупателей. Продажи падали, конкуренты давили, знаменитый «Мустанг» еще только разрабатывался. Поправить дело могла быстрая и красивая модель, но ее у «Форда» не было. Тогда взор американского магната пал на итальянский «Феррари»: не лучше ли купить производителя спорткаров вместе со всеми наработками, чем годами изобретать велосипед? К тому же «жеребцы» итальянской марки уже были знамениты на весь мир, а болиды «Феррари» неизменно доминировали в престижнейшей гонке «24 часа Ле-Мана».
И все действительно шло к поглощению «Феррари»: финансы итальянцев пели романсы. Но Энцо Феррари, основатель автоконцерна, не был бы собой, не проверни он хитрый трюк. Когда оставалось только расписаться в договоре и получить от Форда $10 млн (огромные в то время деньги!), старик вдруг «врубил заднюю». Его не устроил пункт о передаче Форду контроля над финансами «Феррари», что отобрало бы у основателя марки право распоряжаться гоночной командой. Попутно Феррари назвал концерн «Форд» мерзкой фабрикой, где лепят мерзкие автомобили, а самого Генри II – недостойным имени деда.
Вся эта сцена была продуманным фарсом. Вскоре после отказа Форду «Феррари» вошла в состав «Фиата». Американцы, получившие вторую оплеуху, поняли: хитрец Энцо не собирался кооперироваться с «Фордом», он лишь играл на нервах «Фиата», выбивая для себя условия получше.
Обиде и негодованию Форда не было предела. Он вознамерился бить Феррари по больному – на гоночных трассах. Для этого британское подразделение «Форда» создало модель GT40. Машина вышла быстрой, но плохо управляемой и ненадежной. В результате «Ле-Ман» 1964 и 1965 годов вновь остался за «Феррари».
После этих поражений к делу привлекли гуру автоспорта Кэролла Шелби и его друга, талантливого гонщика Кена Майлза. Они и их помощники сотворили настоящее чудо! Переработанный в рекордные сроки GT40 наконец получил адекватные тормоза, улучшенную аэродинамику и модернизированную подвеску.
Триумф был абсолютным. В 1966 году пилоты «Форда» заняли три первых места «Ле-Мана», тогда как ни один «Феррари» не добрался до финиша. Успех повторился в 1967 году, но уже без Майлза – он погиб во время испытаний нового прототипа. Потратив $25 млн и потеряв прекрасного пилота, Генри Форд II удовлетворил свою жажду мести.
Сейчас две марки уже не противостоят друг другу: «Феррари» выпускает баснословно дорогие суперкары, «Форд» производит миллионы машин разного класса. Живое напоминание той борьбы – возрожденная в начале нулевых модель GT. 550-сильный автомобиль в деталях повторял стилистику предка: его даже путают с GT40.
Subaru против Mitsubishi
Это японское дерби началось на пыльных раллийных трассах. В середине 90-х прошлого века небольшая «Субару» прославилась на весь мир благодаря британцу Колину Макрею за рулем великолепной Impreza. Синие машины с оппозитными двигателями вмиг стали мечтой каждого второго школьника. Такое положение дел не устроило «Митсубиши», которая ответила финном Томми Мякиненом и легендарным Lancer Evolution. На несколько лет чемпионат мира по ралли превратился в борьбу двух японских производителей и их технических ухищрений.
Фото: Malcolm Griffiths
С тех пор связка «Субару – Митсубиши» стала нарицательной. Школьники повзрослели и первые накопленные деньги потратили на подержанные Impreza либо Lancer, создав два непримиримых лагеря. Официальные заводские команды ушли из ралли, зато яростный рев «прямотоков» и турбированных моторов стал завсегдатаем ночных улиц городов. С наматыванием на столбы, полицейскими погонями и прочими прелестями.
Более законопослушные владельцы «Субару» и «Митсубиши» по сей день спорят друг с другом на треках, драг-стрипах и в полупрофессиональных ралли. Эту цивилизованность бы в соцсети и интернет-форумы! Там фанаты двух марок всегда готовы к цифровому кровопролитию. А уж сколько мемов про «стучащие» субаровские моторы и рассыпающиеся коробки «Митсу» – не счесть.
Победитель определится, когда будет разбит последний Lancer и когда в Японии закончатся контрактные моторы на «Субару». Объективно же стоит признать: Lancer Evolution ушел на покой в 2015-м, не оставив наследников. В «Митсубиши» много говорили о новой спортивной модели, но пока дальше слов не ушли. Зато WRX STI (преемник спортверсий Impreza) живет и здравствует, готовясь к смене поколений.
Все против всех
Любой рассказ о конкуренции автоконцернов будет неполным без упоминания Большой немецкой тройки. «Ауди», БМВ и «Мерседес-Бенц» – классические соперники, борющиеся за состоятельных клиентов на самом острие моды и технологий. Так повелось, что на «мерсовский» ML баварцы отвечают своим X5, им вдогонку пускается Q7 из Ингольштадта. У вас система полного привода Quattro? Получите Xdrive и 4Matic, распишитесь и придумайте что-то круче.
Кроме чисто технического противостояния, немецкие концерны схлестнулись в рекламной войне. Первым залпом стал постер с упомянутыми X5 и ML: на нем БМВ в облике гепарда преследует жертву – раскрашенный под зебру «Мерседес». Следом – еще одна провокация с подписью «Мерседес» тоже может доставлять удовольствие от вождения». Подвох в том, что картинка изображала грузовик-автовоз марки «Мерседес», везущий сразу семь БМВ третьей серии.
Доставалось и «Ауди». В 2006-м БМВ сострила очередным постером, надпись на котором гласила: «Поздравляем «Ауди» со званием лучшей машины Южной Африки. От лучшего автомобиля мира 2006 года». Ингольштадцы с ответом не тянули: «Поздравляем БМВ со званием лучшего автомобиля мира. От шестикратного победителя «Ле-Мана» в 2000–2006 годах». Кстати, маркетологам «Ауди» так понравилось троллить оппонентов, что они и сами начали регулярно задирать конкурентов: то в рекламном видео пожелают спокойной ночи «Мерседесу», то предложат чехол с изображением Audi R8 для владельцев БМВ.
Понятно, что и «Мерседес» не хотел казаться той самой загнанной зеброй. Например, когда в 2016-м БМВ отмечала столетие, штутгартцы отправили ей пару занимательных открыток. На одной из них были поздравления «от лидера в производстве люксовых авто», вторая благодарила БМВ за сто лет конкуренции. Опять же не без иронии: «Предыдущие 30 лет были скучными», а это не очень тонкий намек на то, что «Мерседес» создан на три десятилетия раньше БМВ.