Три кинопроекта, которые стоит посмотреть до второй волны COVID-19

Опубликовано
Эти ленты можно считать мерами профилактики коронавируса

26 октября в Казахстане возобновляют работу кинотеатры, но только «в регионах со стабильной эпидемиологической ситуацией». Мы подобрали фильмы и сериалы, которые можно считать такими же мерами профилактики коронавируса, как социальную дистанцию и масочный режим

«Эпидемия» (To the lake)

В начале октября Netflix выпустил российский сериал «Эпидемия» (в международной версии он называется To the lake, что в переводе означает «К озеру»). Этот превосходный восьмисерийник о постапокалиптической Москве сразу стал феноменом. Во-первых, его выпустили под маркой Netflix Originals. Это значит, что на самой популярной стриминговой платформе в мире сериал добавили в коллекцию лучшего и купили не за символичные деньги, а за вполне себе ощутимые $1,5 млн. До этого россиянам удавалось продать свой проект за внушительную сумму лишь однажды – это сериал об андроидах «Лучше, чем люди». Тогда сумма сделки составила $1 млн. 

Во-вторых, в первые же дни показа To the lake, переведенный на 12 языков и доступный подписчикам сервиса во многих странах мира, попал в топ-10, а затем и в топ-5 всех лучших новых шоу Netflix и до сих пор продолжает набирать обороты. 

В-третьих, сериал, выпущенный в России еще в 2019 году, то есть до пандемии, пред­угадал события ближайшего будущего. В нем людей косит непонятный вирус, который повреждает легкие и приводит к гибели зараженного за пару суток, города закрывают на тотальный карантин, а для стабилизации обстановки вводят военных и объявляют режим ЧС. 

Знаменитый американский писатель и живой киногений Стивен Кинг добавил популярности сериалу, похвалив в своем твиттере работу российских кинематографистов. Кинг назвал To the lake «чертовски хорошим спагетти-вестерном, только со снегом и зараженными чумой русскими убийцами». Он также отметил, что там «много холода» и, разумеется, «водки», отдельно Кинг упомянул одного из персонажей – ребенка, а также превосходную операторскую работу. Напомним, что сериал режиссировал известный российский оператор Павел Костомаров, обладатель престижного «Серебряного медведя» Берлинского международного кинофестиваля за выдающиеся художественные достижения, которого он получил, поработав над картиной Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». 

Действие «Эпидемии» происходит в современной Москве. Вслед за другими мировыми столицами главный город России охватывает смертельная болезнь, способов лечения которой не найдено. Первопрестольную закрывают на карантин, в стране начинается анархия – дефицит бензина и продуктов питания, безнаказанно орудуют банды преступников и мародеров, а военные жестоко расправляются с больными и потенциальными зараженными. Из-за того, что в сериале силовые ведомства истребляют «с карантинными целями» мирных граждан, «Эпидемию» даже запрещали к прокату в России (заметим, что это было задолго до карантинных мер и всеобщего недовольства ими населения). 

Поскольку находиться в большом городе смертельно опасно, герои «Эпидемии» – две соседские семьи крепкого среднего класса – решают покинуть город и хотят переждать опасность в карельских лесах, на Вонгозере, до которого нужно еще добраться. 

В «Эпидемии» удачным образом сошлись все элементы смотрибельного и по-настоящему захватывающего кино, которое интересно не только локальной аудитории, но и всему миру: живописная Россия – с одной стороны, стереотипная, с другой – совершено новая и незнакомая; очень бойкий и живой сценарий (основанный на дебютном романе Яны Вагнер «Вонгозеро»); плотная и достаточно тщательная драматургия. В ней нашлось место и постапокалиптическим зарисовкам, и исследованию человеческой природы, и психологии в кризисных ситуациях, и, конечно же, правильному набору героев и конфликтов, которые, как известно, являются основой драматургии.

У каждой семьи в «Эпидемии» свои конфликты. В первой за одного мужчину конкурируют две женщины, во второй – дочь не может простить отцу молодую жену и конфликтует с беременной мачехой. Окружающая героев среда просто напичкана конфликтами – силовики не защищают, а подавляют, не помогают, а убивают. С одной стороны, надо выжить, с другой – остаться человеком.

В сериале «Эпидемия» удачно сплелись и история выживания, и опасное, но очень интересное роуд-муви, и социальный хоррор, и элементы триллера, драмы, мелодрамы и даже гражданское высказывание (кстати, режиссер сериала известен еще и своими документальными проектами о лидерах российской оппозиции, у него дома даже проводили обыски по «Болотному делу»). 

К просмотру сериал строго обязателен, и пусть вас не смущает тень западных аналогов или некоторые трэш-элементы. Единственное, что заставляет беспокоиться – это страшный, но, надеемся, не пророческий финал первого сезона.

«Биохакеры»

Немцы производят все больше интересных международной аудитории сериалов. Свое внимание немецкие кинематографисты акцентируют на технологиях и их влиянии на человечество – достаточно вспомнить о топ-проекте, который экранизировал реальную историю школьного стартапа, продававшего наркотики онлайн. Новый немецкий сериал «Биохакеры» посвящен модной теме, сюжеты из которой в ближайшее годы, похоже, оккупируют кинопроизводство. Речь идет о создании искусственных вирусов, биотерроризме, генной инженерии, вмешательстве в человеческий геном, попытке произвести людей без дефектных генов путем экспериментов и вытекающих из всего этого вопросах этики. «Биохакеры» – это симпатичный и легкий студенческий сериал о мести и любви, который притворяется крутой научной фантастикой, в очередной раз ставящей вопрос об опасности современных технологий. 

События в фильме начинаются в вагоне чистенького немецкого поезда, в котором, как выясняется, есть даже дефибриллятор для запуска сердца (или это элемент фантастики?). Вдруг все пассажиры одного вагона один за другим теряют сознание и оказываются при смерти. Странным образом уцелела только веснушчатая 18-летняя блондинка Мия. Как и почему она оказалась среди выживших, рассказывается в остальных сериях.

Мия – студентка-первокурсница знаменитого университета во Фрайбурге, девушка увлечена генной инженерией и мечтает попасть под крыло легендарного профессора Тани Лоренц. Та эксцентрична, как настоящая знаменитость, и на первом же занятии шокирует первокурсников заявлением, что их задача – сделать Бога никому не нужным. Но наука – не единственная цель Мии. В исследовательский центр Лоренц она стремится еще и потому, что хочет узнать правду о смерти своего родного брата.

Друзья главной героини сплошь «ботаники» – одна выращивает светящиеся в темноте музыкальные растения (на них можно играть как на пианино) и мечтает создать грибы со вкусом мяса, другой вживляет в тело чипы для оплаты покупок, третий разводит генно-модифицированных мышей. 

Сериал к просмотру необязателен, но вполне этого достоин. Смотреть его легко (шесть серий всего по полчаса, титры после занимают еще 15 минут) и достаточно интересно (как минимум, можно пополнить словарный запас и узнать про основы биобезопасности).

«Заражение» 

Готовя подборку фильмов, где вирус – один из главных героев, мы не могли обойти вниманием старый фильм Стивена Содерберга «Заражение». Вместе с пандемией коронавируса у этой картины началась вторая молодость – снятая еще девять лет назад, она оказалась по-настоящему пророческой и смотрится едва ли не как документальная лента. В «Заражении» Содерберга тоже случилась пандемия, люди умирали от неизвестного вируса, который возник в Китае, передавался в основном воздушно-капельным путем и повреждал легкие. Болезнь развивалась буквально за несколько часов. Переносчиком вируса, по сюжету, была летучая мышь. 

Интересно, как точно в «Заражении» показано человечество в период пандемии – это паника, всемирный карантин, теории заговора, потоки дезинформации плюс некомпетентные лидеры мнений, несущие чушь, в которую готовы верить миллионы. Например, о том, что есть антидот к вирусу, но фармкомпаниям выгодно его скрывать, лишь бы продавать людям свои лекарства и маски. 

Стоит вспомнить, что, когда фильм Содерберга только вышел, его критиковали за излишний документализм. Сценарист проекта Скотт Бёрнс, чтобы разработать максимально реалистичный сюжет, два года изучал материал, консультировался у эпидемиологов.

А ведь ученые неоднократно предупреждали о рождении таких вирусов, заявляя, что эпидемия – только вопрос времени. Говорят, когда Содерберг прочитал сценарий, он немедленно переправил его Мэтту Дэймону с запиской, что это лучшее из написанного Бёрнсом. Постскриптумом стояло: «После прочтения обязательно вымой руки». Действительно, после просмотра моментально возникает желание мыть руки, носить маску, не трогать лицо и узнать, что такое фомиты (подсказка – это предметы, через которые передается инфекция).

Читайте также