Вспышка птичьего гриппа произошла на трех птицефабриках яичного направления: Бишкульской, компании «Алекри» в СКО и аркалыкской птицефабрике компании «Агроинтерптица». По официальной статистике, от птичьего гриппа за месяц пало 847 тысяч голов. Оценка Союза птицеводов Казахстана – в два раза больше – 1,5 миллиона голов. Прямые убытки бизнеса, если ориентироваться на установленную государством сумму возмещения (в среднем 3,4 тыс. тенге за голову), составляют около 5,1 миллиарда тенге.
Правила компенсации
Для того чтобы птицефабрика в случае птичьего гриппа получила компенсацию от государства, необходимо выполнить ряд условий. Сразу после того, как сверхнормативный падеж выявлен, компания должна поставить в известность ветеринарно-санитарные службы. Представители последней должны прибыть на место и установить причины гибели поголовья. Если процедура в полном объеме не выполнена, то погибшее от птичьего гриппа поголовье не попадет в статистику, а бизнес не получит компенсацию. Именно в такой ситуации сейчас компания «Алекри», где погибла 521 тыс. птиц. Представители компании не сообщили официально ветеринарным службам о падеже, уничтожив птицу до прибытия ветеринаров, чтобы исключить вероятность дальнейшего распространения птичьего гриппа. Другой столкнувшейся с массовым падежом птицефабрике, компании «Агроинтерптица», на 20 октября Минсельхоз подтвердил гибель от птичьего гриппа только 391 тыс. из 501 тыс. птиц.
Добровольно, но негде
Другого механизма возмещения убытков от птичьего гриппа, кроме госкомпенсации, в Казахстане нет. Система обязательного страхования рисков в агросекторе в республике сейчас отсутствует, а до 2020 года действовала только для растениеводов. Сейчас им субсидируют приобретение полисов, но страхование стало добровольным.
«Страхование рисков птицеводов в Казахстане также является добровольным», – сообщили в Минсельхозе. В настоящее время субсидии в размере 50% страховой премии предусмотрены только по мультирисковым продуктам (в риски включены инфекционные и особо опасные болезни) для страхования крупного рогатого скота.
Птицеводы акцентируют внимание не столько на стоимости премии и ее субсидировании, сколько в целом на нежелании страховых компаний брать на себя риски падежа птицы от каких-либо заболеваний. «Мы несколько раз занимались этим вопросом в течение последних лет, и ни одна компания не согласилась даже дать предложение, для того чтобы застраховать такие риски», – говорит председатель наблюдательного совета ТОО «Управляющая компания Шанырак» Максим Божко.
Страховщики боятся гриппа
«Страховые компании исключают покрытия, связанные с падежом и заболеваниями животных, из-за того, что риски высоки и очевидны, так как при заболевании одного животного может заразиться и погибнуть все поголовье», – объяснил позицию страхового бизнеса председатель правления «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.
Страхователи-птицеводы могут рассчитывать на страховое покрытие в случае потери из-за пожара на ферме, взрыва или наводнения. «Владельцы птицефабрик страхуют свои риски в полном объеме: недвижимость, оборудование и поголовье птиц. Но здесь поголовье застраховано от имущественного ущерба, исключая болезни и несчастные случаи, связанные с птицами», – комментирует председатель правления АО «СК «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов.
Экс-руководитель СК «Аманат» Ергали Бегимбетов (занимал пост председателя правления в 2016–2020 годах) вспоминает, что несколько лет назад одна из казахстанских птицефабрик все-таки была застрахована на случай падежа поголовья и получила соответствующую по договору выплату. Бегимбетов отметил, что сами птицефабрики крайне редко обращались с просьбой о страховании: «Мы не столкнулись с массовым спросом со стороны птицефабрик на этот вид страхования». Сейчас в перечне страховых продуктов СК «Аманат» указан только такой вид добровольного страхования имущества, как «страхование животных, а именно крупного рогатого скота».
Мультирисковый продукт для страхования крупного рогатого скота был утвержден оператором в сфере страхования АПК – «Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства» – всего несколько дней назад. До этого КРС страховался только как имущество – его могли украсть или сбить машиной, но гибель от болезни в страховые случаи не входила. Риски по этому виду страхования будут перестраховываться в международных компаниях с рейтингом «А», что позволит обеспечить гарантированные выплаты фермерам при наступлении страхового случая. Похожий продукт, включающий риски падежа от заболеваний, может быть разработан и для птицеводов, но на это, предполагают в фонде, уйдет не менее полугода.