Как будет меняться финансовый сектор Казахстана после пандемии

Опубликовано
«Курсив» сравнил новую и предыдущую концепции развития отрасли

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), Национальный банк и участники рынка готовят новую концепцию развития финансового сектора до 2030 года. Прозрачность участников и применение новых технологий в предоставлении услуг и регулировании войдут в число приоритетов при разработке документа.

Новые вызовы и ключевые события 2020 года побуждают регуляторов и других участников финансового рынка прогнозировать, как текущая ситуация в экономике будет влиять на работу финсектора в будущем.

«В соответствии с прогнозами, более чем на 30% может сократиться выручка финансовых организаций с традиционными бизнес-моделями к 2025 году за счет новых рыночных игроков, таких как финтех компании и крупные технологические компании», — отметила председатель правления АРРФР Мадина Абылкасымова 12 ноября в ходе круглого стола, посвященного итогам развития финсектора во время пандемии.

Целью новой концепции станет формирование к 2030 году конкурентоспособного и высокотехнологичного финансового сектора, содействующего обеспечению макрофинансовой стабильности и поддержанию устойчивого и инклюзивного экономического развития страны.

Отметим, предыдущая версия концепции развития финансового сектора до 2030 года была принята в 2014 году. Она была нацелена на создание конкурентоспособного финансового сектора и повышение его эффективности в перераспределении ресурсов в экономике на базе лучших международных стандартов, включая стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Стабильные и конкурентные

Риск-ориентированность в регулировании и надзоре была одним из приоритетных направлений в концепции 2014 года. Новая концепция также будет развивать это направление. По словам Абылкасмыовой, регулятор продолжит переход на международные стандарты риск-ориентированного надзора. Будут внедряться международные стандарты регулирования, таких как Базель III, Solvency II и другие. 

«Структура надзора будет включать механизмы надзорного реагирования через инструменты SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), стресс-тестирование влияния шоков на финансовую стабильность, оздоровление и урегулирование неплатежеспособных финансовых институтов, инструменты продвинутого анализа данных», — отметила глава АРРФР.

Сохраняется и приоритет по повышению конкурентоспособности финансовых организаций. 

Абылкасымова напомнила, что в рамках участия Казахстана в ВТО с декабря текущего года иностранные банки и страховые организации получат право открывать на территории страны свои филиалы. К 2025 году планируется сформировать общий финансовый рынок ЕАЭС, предусматривающий допуск участников стран на рынки друг друга.

В связи с этим традиционная модель банковского сектора будет преобразована: будут созданы условия для трансформации банков в мультифункциональные финансовые институты, предоставляющие расширенный спектр новых финансовых услуг, в том числе услуги инвестиционного и цифрового банкинга. 

«Будут созданы условия для расширения микрофинансирования в приоритетных отраслях экономики, прежде всего в агропромышленном комплексе, микрокредитовании субъектов малого и среднего бизнеса», — отметила Абылкасымова.

Независимость от госресурсов

Зависимость финансирования бизнеса от государственных ресурсов отмечалась и в предыдущей редакции концепции. В новой версии документа восстановление роли банков в финасировании экономики вынесено в качестве отдельного приоритета.

Для обеспечения ответственного кредитования и качественного роста будут усовершенствованы процедуры андеррайтинга банков, отметили в регуляторе.

В пруденциальном регулировании будут устранены препятствия для кредитования экономики. Риск-взвешивание будет учитывать реальный объем рисков по различным видам кредитов.

«В целях расширения финансирования экономики будут созданы регуляторные условия для развития альтернативных инструментов банковского финансирования, таких как факторинг, аккредитивы и лизинг. За счет получения части оплаты за поставленные товары и услуги предприятия смогут поддержать непрерывность операционной деятельности, а лизинг облегчит доступ МСБ к долгосрочному финансированию, сократит затраты и распределит финансовую нагрузку дорогих инвестиций на длительный период», — рассказала глава АРРФР.

Усиление прозрачности

Регулятор также продолжит работу над повышением прозрачности предприятий. Четвертый приоритет новой концепции — повышение качества корпоративного управления, стандартов управления рисками и раскрытия информации предприятий.

«Повышение требований к прозрачности позволит повысить информированность кредиторов и инвесторов о деятельности организации. В этих целях будут установлены минимальные стандарты корпоративного управления и раскрытия информации с усилением ответственности менеджмента и акционеров предприятий», — отметила Абылкасымова. 

Дополнительно будут установлены стимулы к внедрению предприятиями стандартов управления рисками, принципов экологичности, социальной ответственности ESG (Environmental, Social and Governance), а также принципов устойчивого развития GRI (Global Reporting Initiative).

Финансовые организации тоже будут стимулировать становиться прозрачнее. 

Для этого будут усилены требования к финансовым организациям по раскрытию информации о структуре собственности и управления, достаточности капитала, подверженности рискам. Это, как считают в регуляторе, позволит выстроить рыночную дисциплину и обеспечить достаточной информацией клиентов и участников рынка для принятия взвешенных решений. 

Цифровой регулятор

Задача по повышению финансовой грамотности сохранит свое место в концепции развития финсектора. В АРРФР подчеркивают, что развитие финрынка и появление сложных финансовых услуг требуют повышения финансовой грамотности. 

Для расширения финансовой инклюзии регулятор примет меры по повышению доступности финансовых услуг для всех категорий граждан, в том числе в отдаленных регионах страны. 

«Для этого будут внедряться единые стандарты безбарьерного доступа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, специальные финансовые продукты для потребителей, занятых в неформальной экономике», — пояснила Абылкасымова. 

Переход на дистанционное обслуживание потребителей и другие возможности, которые дают цифровые технологии, просто упоминались в концепции, принятой в 2014 году. В новой редакции внедрение новых технологий и инновациий стало одним из приоритетов.

По словам главы АРРФР, можно ожидать появления на казахстанском рынке так называемого цифрового регулятора. 

«Здесь две главные инициативы – это дата-центричный надзор (SupTech), и переход на цифровое выполнение регуляторных требований (RegTech). В этом направлении будет сокращен объем отчетности, предоставляемой поднадзорными субъектами регулятору и снижены соответствующие издержки», — пояснила она.

Также регулятор будет работать над созданием цифровой инфраструктуры для взаимодействия участников рынка. Здесь имеется в виду платежная инфраструктура и система мгновенных платежей, внедрение технологий открытых платформ (Open API и Open Banking) и финансовых маркетплейсов, развитие удаленной идентификации и механизмов противодействия мошенничествам и киберугрозам. 

Кроме того, планируется создать благоприятную среду для развития инноваций и финтех стартапов — регуляторных песочниц.

Читайте также