Владельцы 10%-ной и более доли в казахстанских организациях, которые занимаются микрофинансовой деятельностью, не смогут возглавлять в них исполнительные органы – другими словами, владельцы МФО не имеют права становиться директорами или предправления в подконтрольных организациях.
В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) затруднились назвать количество финорганизаций, где учредитель и руководитель – одно лицо, отметив, что для этого нужно специально агрегировать данные из регионов.
«Курсив» изучил данные об учредителях пятерки самых крупных по величине активов казахстанских МФО. Многие из них имеют иностранных акционеров. Например, согласно данным сайта компании KMF, ее крупнейший акционер – корпоративный фонд KMF Demeu Fund (45,44%), учрежденный, в свою очередь, американской корпорацией ACDI/VOCA. По данным eGov, учредитель «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан» – Toyota Financial Services (UK) PLС с регистрацией в Великобритании, а у «ОнлайнКазФинанс» – российская «Онлайн микрофинанс» и кипрская IDF Holding LTD. По данным из того же источника, у «Арнур Кредит» сразу несколько учредителей, зарегистрированных на Каймановых островах, в Люксембурге, Нидерландах и Чехии. Замыкающая пятерку «МК-Финанс», согласно данным сайта компании, образована в составе КМК «Астана Моторс».
Руководители у всех перечисленных МФО – казахстанцы, которые не являются напрямую собственниками этих компаний. Среди игроков поменьше МФО, в которых руководители и учредители – одно лицо, встречаются чаще. Такой, например, является «Микрофинансовая организация «CreditSun» из Алматы.
Напомним, что с начала 2021 года организациям, которые занимаются микрофинансовой деятельностью (помимо самих МФО к ним относят ломбарды, компании онлайн-кредитования и кредитные товарищества), нужно будет получать специальные лицензии для ведения деятельности.
«В стране возникали скандалы вокруг ломбардов и онлайн-кредиторов. В этой связи агентству было поручено пересмотреть регулирование организаций микрофинансовой деятельности», – объяснил нововведения начальник управления регулирования и развития финансовых организаций департамента методологии и пруденциального регулирования финансовых организаций АРРФР Айдынбек Сандыбаев.
АРРФР будет заниматься выдачей лицензий. При подаче заявления на получение лицензии организации будут предоставлять в том числе и полные сведения о своих участниках. После выдачи лицензии АРРФР будет периодически проводить проверки участников на соответствие требованиям закона. МФО при смене руководства обязана уведомить регулятор, предоставив обновленную информацию. Кроме того, регулятор будет проверять всех участников на аффилированность.
Основные поправки по введению регулирования были внесены в законодательство еще в июле нынешнего года. Теперь приводятся в соответствие дополнительные нормы, в том числе и требования к руководителям микрофинансовых организаций, их учредителям и акционерам.
Среди новых требований к руководителям МФО – «безупречная деловая репутация».
Под безупречной деловой репутацией в законопроекте понимается отсутствие непогашенной или неснятой судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда с наказанием в виде лишения права занимать должность руководителя финансовой организации и являться крупным участником финорганизации пожизненно.
В рамках нового регулирования рынок МФО ждет целый ряд значительных изменений: устанавливается полный перечень пруденциальных нормативов по капиталу и ликвидности, а также требования к аудиту и представлению отчетности. Теперь МФО во многом окажутся приравнены к организациям банковского сектора.
С 2021 года минимальный уставный капитал МФО должен составлять не меньше 50 млн тенге (сейчас – 30 млн тенге), а с 2023-го требование вырастет до 100 млн тенге. Для ломбардов и кредитных товариществ с 2021 года требование по уставному капиталу вырастет до 30 и 20 млн тенге соответственно.