Казахстанские компании увеличили дебиторскую задолженность

Опубликовано (обновлено )
За исключением предприятий из отрасли «транспорт и складирование»

Казахстанские компании в третьем квартале увеличили дебиторскую задолженность (более 90 дней) с 21,7% до 22,4% и кредиторскую задолженность – с 21,2% до 21,9%. Об этом свидетельствуют данные конъюнктурного обзора, опубликованного на сайте Нацбанка РК.

Финрегулятор провел опрос руководителей 2 615 предприятий и работников финансовых отделов из горнодобывающей промышленности (189), обрабатывающей промышленности (704), строительства (354), сферы торговли (920), транспорта и складирования (248), сельского хозяйства (200). Согласно опросу, в республике изменилась ситуация с просроченной задолженностью вне банковского сектора, то есть по взаиморасчетам с поставщиками, подрядчиками, заказчиками, покупателями и т.д. 

kazaxstanskie-kompanii-uvelichili-debitorskuyu-zadolzhennost-2.png

Нацбанк РК

«Во всех рассматриваемых отраслях, кроме отрасли «транспорт и складирование», увеличилась доля предприятий, имеющих просроченную дебиторскую задолженность. Доля предприятий с просроченной кредиторской задолженностью выросла также во всех отраслях, кроме строительства и обрабатывающей промышленности. Наибольшее количество предприятий, имеющих как просроченную дебиторскую задолженность, так и просроченную кредиторскую задолженность, отмечено в горнодобывающей промышленности (28% и 32,8% соответственно)», – говорится в сообщении.

В финрегуляторе отметили, что 10,6% предприятий, участвующих в опросах, имеют сложности с возвратом дебиторской задолженности. В
торговле данный показатель составляет 14,1%, в обрабатывающей промышленности – 11,2%, в строительстве – 9,6%, в отрасли «транспорт и
складирование» – 6%, в горнодобывающей промышленности – 5,3%, в сельском хозяйстве – 5%.

Руководители казахстанских компаний считают, что главным препятствием в ведении бизнеса в третьем квартале оказалось состояние экономики республики. 

«Для предприятий торговли наиболее важным фактором является конкуренция со стороны других предприятий. Для предприятий обрабатывающей промышленности немаловажным фактором, препятствующим развитию бизнеса, является недостаточный спрос на продукцию. 23% предприятий сельского хозяйства отмечают нехватку квалифицированных кадров», – говорится в сообщении.

Также в обзоре говорится, что основной валютой, используемой в расчетах с зарубежными партнерами, для всех рассматриваемых отраслей, кроме горнодобывающей промышленности, является рубль (в обрабатывающей промышленности доля предприятий, использующих рубль, составляет 66,8%, в торговле – 58%). Доллар доминирует только в горнодобывающей промышленности (61,4%). Тенге в расчетах в 3-м квартале 2020 года больше всех использовали предприятия горнодобывающей промышленности (19,0%).

В третьем квартале негативное влияние изменения курса тенге к рублю уменьшилось для предприятий торговли, но усилилось для предприятий сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности. Негативное влияние изменения курса тенге к доллару усилилось для предприятий всех отраслей, кроме строительства и отрасли «транспорт и складирование». Наименьшее отрицательное воздействие в анализируемом периоде испытали предприятия горнодобывающей промышленности, наибольшее – предприятия обрабатывающей промышленности и торговли.

В Нацбанке подчеркнули, что в 4-м квартале ожидается дальнейшее улучшение ситуации со спросом, замедление роста цен на сырье и материалы и улучшение ситуации с заработной платой. При этом ожидается сезонное снижение объемов производства.

Напомним, ранее заместитель председателя Нацбанка Акылжан Баймагамбетов рассказал, что для казахстанской экономики основным риском остается ухудшение экономической активности в мире, связанное с негативным течением пандемии и повсеместным введением жестких ограничений. 

По его словам, в случае реализации риска повторного распространения коронавируса в мире снизится мировой спрос на сырьевые товары, что приведет к падению цен на них. Это приведет к снижению поступления экспортной валютной выручки в страны, экспортирующие нефть, в том числе и Казахстан. Сокращение платежей за экспорт в страну несет в себе риск давления на курс национальной валюты и, соответственно, риск ускорения инфляционных процессов.

Читайте также