10 января 2021 года в Казахстане пройдут совмещенные выборы в мажилис парламента и маслихаты всех уровней – электоральная гонка завершится в год 30-летия независимости республики. Как за три десятка лет изменилась система выборов в нижнюю палату парламента и какими были результаты предыдущих парламентских выборов – в материале «Курсива».
Уход от «мажора»
Казахстан обрел независимость в декабре 1991 года. Тогда в республике уже был действующий парламент – Верховный Совет Казахской ССР, избранный 25 марта 1990 года.
Система выборов была мажоритарной, законодательный орган был однопалатным и состоял из 360 депутатов. Из этого количества 270 депутатов выбирали от избирательных округов, а оставшихся 90 – от республиканских общественных организаций. При этом кандидаты не были самовыдвиженцами: их кандидатуры предлагали трудовые коллективы, коллективы студентов и учащихся вузов и ссузов, общественные организации и собрания избирателей по месту жительства, а также военнослужащих по воинским частям.
В случае с общественными объединениями ситуация схожая: решение принимали их республиканские органы. В их числе, например, Коммунистическая партия Казахстана, комсомол, профсоюзы, Казахский республиканский совет ветеранов войны и труда, Совет колхозов, Академия наук и прочие.
Уже на следующих выборах ситуация изменилась. В декабре 1993 года был принят Кодекс о выборах. Согласно этому документу выборы депутатов в парламент, все также называемый Верховным Советом, проводились раз в пять лет. Но количество депутатов снизилось до 177 человек, а у граждан появилась возможность самим выдвигать свои кандидатуры.
Система выборов была смешанной. Из 177 депутатов 135 избрались по одномандатным округам и еще 42 – по отдельному списку кандидатов, который формировал президент страны.
Первые выборы по обновленной системе прошли 7 марта 1994 года. Казахстанцы выбрали 177 депутатов, из них по госсписку президента – 42, от политических партий и общественных объединений – 75, а путем самовыдвижения – 60. Но парламент в таком составе проработал менее двух лет.
Уже в 1995 году на республиканском референдуме была принята новая Конституция. Согласно основному документу страны вместо однопалатного Верховного Совета создавался двухпалатный парламент, состоявший из сената и мажилиса. В верхнюю палату (сенат) косвенно, через выборщиков, избирали 47 депутатов от всех регионов страны, а в нижнюю (мажилис) прямым голосованием избирали 67 депутатов по одномандатным избирательным округам. 9 декабря 1995 года прошли выборы депутатов мажилиса первого созыва.
За 67 мандатов боролись 285 зарегистрированных кандидатов, из которых 128 были самовыдвиженцами. Остальных выдвинули общественные объединения, в том числе 38 – Партия народного единства, 22 – Демократическая партия, 15 – Народно-кооперативная партия, девять – Коммунистическая партия Казахстана, восемь – Партия «Народный конгресс Казахстана», пять – Партия возрождения Казахстана и еще 60 – другие общественные объединения.
Из всего этого списка от партий в мажилис прошли всего 23 человека: 11 членов – от Партии народного единства Казахстана, 7 членов – от Демократической партии Казахстана и еще 5 – от других партий. Остальные кандидаты прошли в депутаты как независимые.
Уже в 1998 году избирательную систему вновь изменили. На смену мажоритарной пришла смешанная избирательная система. Мажилис увеличился до 77 депутатов, при этом 67 депутатов выбирали по-прежнему по одномандатным избирательным округам, а 10 оставшихся мест – по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Так начинался постепенный переход к полностью пропорциональной системе выборов в мажилис.
По этим правилам прошли очередные выборы в 1999 и 2004 годах. В результате первых выборов по партийным спискам в 1999 году в нижнюю палату парламента прошли четыре партии. Республиканская политическая партия «Отан» получила четыре мандата, Компартия, Аграрная партия и Гражданская партия – по два мандата.
По итогам выборной кампании 2004 года «Отан» увеличил свое присутствие до семи мандатов, а партия «Асар», Демократическая партия «Ак жол» и избирательный блок «АИСТ» получили по одному мандату.
Здесь следует отметить, что, хотя от партий выбиралась малая часть депутатов, фактически их представительство было гораздо шире. Например, по данным Центризбиркома, среди избранных в 1999 году депутатов 42 были членами тех или иных партий. Дело в том, что партии могли выдвигать своих кандидатов не только по партийным спискам, но и по одномандатным избирательным округам.
Еще одна особенность выборов того периода – возможность партий и общественных объединений создавать так называемые избирательные блоки. Например, в выборах 2004 года приняли участие 12 партий, из них четыре объединились в два блока: Аграрная и Гражданская партии создали избирательный блок «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся), а Компартия и Народная партия «Демократический выбор Казахстана» создали блок «Оппозиционный народный союз Коммунистов и ДВК». Уже в 2007-м такая возможность была отменена.
И переход к пропорциям
В 2007 году систему выборов в мажилис вновь поменяли – они стали полностью пропорциональными. Это означает, что одномандатные округа ликвидировали, и теперь гражданам предстояло делать выбор из партийных списков. Порог для прохода в мажилис для партий определили на уровне 7% от участвующих в выборах избирателей.
Изменилась не только система выборов, но и количественный состав нижней палаты – он увеличился до 107 депутатов. По партийным спискам избирали 98 человек, оставшиеся девять – по списку от Ассамблеи народа Казахстана. По этим правилам
7 августа 2007 года прошли внеочередные выборы.
В предвыборной гонке приняли участие семь политических партий, но лишь одна из них – Народно-демократическая партия «Нур Отан» – смогла преодолеть порог в 7%, получив 88,41% участвовавших в выборах избирателей. Следующая по результатам партия – Общенациональная социал-демократическая партия – заручилась поддержкой лишь 4,54% голосовавших. В итоге все 98 мест в мажилисе четвертого созыва получил «Нур Отан».
Чтобы избежать такой ситуации на последующих выборах, в 2009 году в законодательство внедрили правовой механизм, по которому мажилис формировался как минимум из двух партий, даже если вторая по результатам партия не пройдет барьер в 7%.
Впоследствии система выборов кардинально не менялась, и выборы в 2012 и 2016 годах прошли по правилам 2009 года. Выборы 2012 и 2016 годов были внеочередными и проводились из-за самороспуска депутатского корпуса нижней палаты.
Аномалии по явке
Несколько интересных аномалий можно заметить, если посмотреть статистику по явке избирателей на выборах в нижнюю палату. Прежде всего это значительная разница в показателях между соседствующими регионами – городом Алматы и Алматинской областью.
В Алматы явка традиционно низкая. На выборах в мажилис 2016 года она составила 34,1% от всех местных жителей, имевших право голоса. В 2012 году этот показатель был на уровне 41,4%, а в 2007-м еще ниже 2016 года – и вовсе 22,51%.
С другой стороны, Алматинская область традиционно в лидерах по явке. В 2016 году она составила 94,06%, да и во все предыдущие избирательные кампании она не опускалась ниже уровня 90%.
В остальных регионах явка «ровнее». В 2016 году, если не считать южную столицу, самые низкие показатели были в Павлодарской (72,85%) и Западной-Казахстанской областях (73,68%). В других регионах и Астане (прежнее название Нур-Султана) явка в нынешнем столетии практически не опускалась ниже уровня 75%.
Есть интересный тренд и в показателях общенациональной явки: начиная с первых выборов она снижалась, но потом вновь стала расти. В 1994 году пошли на избирательные участки отдать свои голоса 74,31% граждан, имевших такое право. В 1995-м их было еще больше – 79,84%, но уже в 1999-м ситуация изменилась. Тогда на участки пришли 62,56% избирателей, а в 2004-м – и вовсе 56,49%. Тем не менее уже в 2007-м, на внеочередных выборах, явка была выше и составила 68,4%, продолжив рост. В 2012-м проголосовали 75,4% всех граждан с правом голоса, а в 2016-м – 77,12%.