«Курсив» сравнивает годовую доходность различных инвестиционных стратегий, к которым могли прибегнуть казахстанцы для приумножения своих сбережений. Несмотря на ослабление тенге в 2020 году, «неподвижный» депозит в нацвалюте принес бы капиталовладельцу больше прибыли в валютном эквиваленте, чем долларовый вклад. А на фондовом рынке при удачном выборе инструментов можно было заработать еще больше.
Для наших расчетов мы рассмотрели ситуацию с условным инвестором, у которого по состоянию на 2 декабря 2019 года было $10 тыс. свободных средств. Самый недоверчивый человек отказался от инвестирования вообще и предпочел хранить эти деньги дома. Даже пролежав мертвым грузом, этот капитал, переведенный через год в нацвалюту, принес своему владельцу чистую прибыль в размере 374 тыс. тенге. Прибыль сформировалась за счет того, что 2 декабря 2019 года обменники покупали доллары по курсу 387,1, а 2 декабря 2020 года – по 424,5. Таким образом, стратегия хранения долларов под матрасом обеспечила человеку тенговую доходность в размере 9,7% годовых (при очевидно нулевой доходности в валюте).
Человек мог отнести эти деньги в банк и открыть долларовый депозит по ставке 1% годовых. В этом случае тенговая доходность составила бы 10,8% годовых, и такой инвестор заработал бы на 42 тыс. тенге больше предыдущего. Единственное но: человек не должен был ошибиться с выбором банка, поскольку в Казахстане есть две кредитно-финансовые организации, допустившие дефолт по свои обязательствам перед клиентами. Вклад, размещенный в проблемном банке, не пропадет, так как исходная сумма полностью покрывается госгарантией. Но механизм гарантирования заработает только после отзыва лицензии у банка, а по условиям нашей задачи у человека должна быть возможность фиксировать прибыль 2 декабря.
Человек мог продать свои доллары и открыть депозит в тенге на ожиданиях того, что нацвалюта пусть даже и ослабнет к доллару, но ставка вознаграждения по тенговому вкладу окажется выше глубины девальвации. Эта стратегия оказалась бы существенно выгоднее двух предыдущих. Максимальная ставка по тенговым вкладам, размещаемым на год (без возможности пополнений и изъятий), равнялась на тот момент 14%. Таким образом, инвестор заработал бы 542 тыс. тенге. Если по истечении года он решил снова вернуться в валюту, то его капитал вырос бы до $10 361 (считаем по курсу обменников 425,9 на 02.12.2020). Зафиксированная инвестором долларовая доходность составила бы 3,6% годовых.
Еще более высокую прибыль принесла бы нашему инвестору покупка золотых слитков Нацбанка (продаются в некоторых банках второго уровня и небанковских обменных пунктах).
2 декабря 2019-го слитки можно было приобрести по цене 19,5 тыс. тенге за грамм, спустя год цена продажи составила бы 24,1 тыс. тенге. На вложениях в драгметалл инвестор заработал бы 913 тыс. тенге чистой прибыли, что соответствует годовой доходности 23,6% в тенге и 12,3% в валюте.
Но больше всех выиграли инвесторы, рискнувшие вложиться в корпоративные долевые бумаги и поставившие на «правильных» эмитентов. В частности, покупка акций Freedom Holding Corp. принесла бы человеку почти 7,6 млн тенге годовой прибыли, на акциях KAZ Minerals можно было заработать 1,8 млн тенге, на акциях «Казатомпрома» и «Кселл» – около 1 млн тенге (во всех случаях – без учета брокерских комиссий).
При расчете доходности по акциям итоговая годовая прибыль (убыток) представляет собой сумму изменения цены акций и размера дивидендов. Например, простые акции «Кселл» за рассматриваемый период подорожали с 2219 до 2730 тенге за бумагу, при этом компания выплатила дивиденды в размере 45 тенге на акцию. В результате общая прибыль нашего инвестора составила 968,6 тыс. тенге, что соответствует тенговой доходности в 25% годовых.
Разумеется, инструменты с негарантированной доходностью способны принести и разочарование поверившим в них инвесторам. Год назад, когда мы подводили итоги 2019-го, одними из лучших бумаг были акции российского «Газпрома». Долларовая доходность по ним составила 76% годовых. В текущем году на фоне пандемии и низких цен на углеводороды акции «Газпрома» просели на 34% в валютном эквиваленте и наш условный инвестор понес убыток в размере 1 млн тенге. Однако если рассмотреть двухлетний период (2 декабря 2020 года к 1 декабря 2018-го), то данное вложение продолжает оставаться прибыльным и заработок инвестора за это время составил 2 млн тенге.
И наоборот, одним из неудачных решений начала 2019 года казалось вложение в бумаги KAZ Minerals, на которых наш инвестор потерял в прошлом году 212 тыс. тенге. Но те люди, которые не захотели фиксировать убытки и продолжили держать акции медной компании, оказались правы. В текущем году KAZ Minerals реабилитировалась перед акционерами, обеспечив им валютную доходность в размере 34% годовых.