Информация о том, что сделка по продаже АТФБанка будет сопровождаться внешней поддержкой, пока не подтверждается. Дополнительные провизии, в которых остро нуждался АТФ, были сформированы из его же капитала. После этого банку понадобилась докапитализация в объеме 97 миллиардов тенге, которую, как сообщили «Курсиву» в Jýsan Bank, покупатель осуществил из собственных средств.
О завершении сделки по купле-продаже АТФБанка было официально объявлено 30 декабря. Стороны отстали от изначально намеченного плана ровно на месяц, но, судя по всему, покупателю очень хотелось поставить точку в этой истории до конца уходящего года – и ему это удалось.
Судя по сообщениям финнадзора, параметры сделки (из которых самым главным для регулятора являлось закрытие рисков, связанных с качеством активов АТФ) были полностью согласованы к 14 декабря. Именно в этот день АРРФР приняло два ключевых постановления: первое – о выдаче разрешения АО «Jýsan Bank» на покупку АТФБанка, второе – о выдаче Галимжану Есенову согласия на приобретение статуса крупного участника АО «Jýsan Bank». Однако на сайте регулятора эти сообщения были опубликованы только 30 декабря вместе с финальным пресс-релизом «О приобретении АТФБанка Jýsan Банком».
Ответы на вопросы
Окончательные условия сделки до последнего дня не разглашались и несли в себе две интриги. Одна из них состояла в том, какую долю в Jýsan Bank получит Есенов в обмен на принадлежащий ему практически 100%-й пакет акций АТФ. Вторая, гораздо более важная, – каким образом в рамках сделки будет решен вопрос с проблемными кредитами АТФ и будет ли участникам сделки в этой связи оказана внешняя поддержка. Об ожиданиях такой поддержки говорили, в частности, аналитики агентства S&P Global Ratings. Кроме того, не прошла незамеченной загадочная история, когда на сайте KASE появилось и потом исчезло сообщение от государственного Фонда проблемных кредитов, согласно которому фонду было поручено заключить сделку с АТФБанком по приобретению активов последнего «на условиях, определенных договором купли-продажи».
По первому вопросу 30 декабря стало известно, что доля Есенова в Jýsan Bank составит 19,96%. Линейный расчет показывает, что в рамках сделки АТФ был оценен в 4 раза дешевле, чем Jýsan (в его самостоятельном виде, то есть до объединения с АТФ). Фактическая оценка, разумеется, отличается от линейной. «Курсив» спросил у Jýsan, какова текущая рыночная стоимость доли Есенова.
«По условиям соглашения о приобретении акций мы не можем раскрыть данную информацию», – ответили в пресс-службе банка.
Вопрос с качеством активов был решен следующим образом. Как сообщил финнадзор, собственный капитал АТФ в размере 124 млрд тенге был использован для создания дополнительных провизий. По данным Нацбанка, на 1 декабря собственный балансовый капитал АТФ составлял 121 млрд тенге. Таким образом, весь капитал банка ушел на абсорбирование рисков по ожидаемым кредитным убыткам, хотя декларируемый АТФ объем безнадежной просрочки составлял лишь 63 млрд тенге на 1 декабря.
Здесь уместно вспомнить, что по итогам AQR АТФБанку было предписано допровизироваться на сумму 44,1 млрд тенге. Анализ активов в рамках AQR проводился по состоянию на 1 апреля 2019 года. Тот факт, что за прошедшие менее чем два года потребность банка в резервах выросла втрое, может говорить либо о резком ухудшении качества его ссудного портфеля, либо о гораздо более строгом подходе покупателя к оценке данного качества. На этом фоне удивляет отчетность АТФ за ноябрь, согласно которой объем созданных банком провизий упал с 154 млрд тенге на 1 ноября до 87 млрд на 1 декабря, или сразу на 67 млрд тенге за месяц.
После того как весь имеющийся капитал АТФ превратился в провизии, банку понадобился новый капитал. Его предоставил покупатель. По сообщению финнадзора, «после покрытия убытков действующим акционером Jýsan осуществил докапитализацию АТФ на сумму 97 млрд тенге, сформировав достаточный уровень капитала в соответствии с требованиями регулятора». В АРРФР заявили, что «по итогам сделки АТФ создал необходимый объем провизий, имеет необходимый запас капитала и ликвидности, что обеспечивает финансовую устойчивость и стабильное развитие банка в долгосрочной перспективе».
23 декабря совет директоров АТФ принял решение разместить 36,7 млн простых акций банка на сумму 97,3 млрд тенге. На следующий день, 24 декабря, Jýsan Bank привлек на KASE 100 млрд тенге, разместив 5-летние облигации с купонной ставкой 9% годовых, а спустя шесть дней сообщил о приобретении 99,77% акций АТФ. «Курсив» спросил у Jýsan, кто стал покупателем размещенных банком облигаций и не на вырученные ли в ходе данного размещения средства была осуществлена докапитализация АТФ. «Jýsan Bank приобрел 99,76% акций АТФ за счет собственных средств на рыночных условиях», – ответили в пресс-службе банка.
Что дальше
Новые собственники не стали тянуть с ключевыми кадровыми решениями. 30 декабря состоялось внеочередное общее собрание акционеров АТФ, на котором был полностью изменен состав совета директоров банка, после чего вновь избранные члены СД назначили новых топовых управленцев, не оставив никого из старой команды. Новое правление АТФ состоит из семи человек, и все они параллельно являются действующими членами правления Jýsan Bank. В совет директоров АТФ вошли три члена СД Jýsan (включая его главу Шигео Катсу), председатель правления Jýsan Айбек Кайып и два новых независимых директора.
На вопрос «Курсива», получит ли Галимжан Есенов (или его доверенное лицо) место в совете директоров Jýsan Bank, в пресс-службе банка ответили, что интересы г-на Есенова как крупного участника представлены через общее собрание акционеров.
«Совет директоров продолжит работу в прежнем составе без изменений», – добавили в Jýsan.
На отчетную дату AQR (1 апреля 2019 года) доля кредитов Стадии 3 (с повышенным риском дефолта) в портфеле АТФБанка составляла 32,6%. С учетом масштабности той суммы, которая понадобилась АТФ для дорезервирования на момент продажи, «Курсив» поинтересовался результатами проведенной покупателем оценки качества ссудного портфеля АТФ и предполагаемым объемом невозвратных займов. В пресс-службе Jýsan в ответ на этот вопрос сообщили, что «привлеченная новая управленческая команда высококлассных профессионалов в настоящий момент детально анализирует текущее состояние банка», а также настраивает бизнес-процессы в рамках единой стратегии группы.
В банке не смогли назвать точные сроки, в которые Jýsan планирует полностью завершить интеграцию с АТФ (после чего, соответственно, бренд АТФ должен исчезнуть с банковского рынка).
«После завершения организационных мероприятий в первом полугодии 2021 года руководством планируется представить новую стратегию развития двух банков. Основными направлениями их дальнейшего развития станут конкурентные преимущества двух фининститутов, диджитализация услуг в рамках общей стратегии развития группы компаний Jýsan», – отметили в пресс-службе.