Как продажи мужского белья и высота каблука связаны с экономическим ростом
Если верить знаменитому индексу длины юбки, то весной 2021 года мировая экономика будет на подъеме. Посмотрите на новые коллекции Chanel, Prada или Miu Miu. Индекс прежде не подводил: вспомните, как развивалась экономика в 60-х, когда мини только вошли в моду. «Курсив» сделал подборку самых «модных» экономических индексов.
Индекс губной помады
Фото: facebook.com/EsteeLauder
20 лет назад, в 2001 году, глава одной из ведущих косметических корпораций Estée Lauder Леонард Лаудер сообщил о замеченной им любопытной закономерности: продажи декоративной косметики и в первую очередь губной помады в кризис только растут, в то время как продажи одежды, обуви и украшений, наоборот, падают.
По мнению наследника империи Эсте Лаудер, это вполне логично: чем хуже общая ситуация, тем лучше хочет выглядеть женщина. И поскольку купить новое платье или туфли в кризисные времена ей не позволят кошелек, муж и собственное чувство ответственности, она отыграется на губной помаде – пустячок, а приятно.
Так появился «индекс губной помады», а потом и данные, подтверждающие существование этой закономерности. Осенью 2001 года, после терактов 11 сентября, продажи помады в США выросли на 11%, а в кризисном 2008-м индустрия красоты не просто стойко выдержала удар, но и показала рост продаж в целом по миру на 2,9%.
Другое дело, что в условиях пандемии этот индекс не работает, что признали даже в компании Estée Lauder. Мы гораздо реже выходим из дома, выходя – надеваем маски, и необходимость в нанесении губной помады автоматически отпадает. И что бы там не придумывали косметические компании, уверяя, что для zoom-конференций совершенно необходим именно этот оттенок – «роскошный nude» или «насыщенный бургунди», статистика неумолима: продажи декоративной косметики снижаются, растет другой рынок – уходовой косметики.
Индикатор ширины галстука
Фото: canali.com
Согласно этому индексу – всё, всё пропало. Потому что в моду, если верить fashion-критикам, входят узкие темные галстуки, что означает серьезные проблемы в экономике. То есть идея «индикатора ширины галстука» состоит в том, что его размер сужается, когда легкой промышленности приходится экономить: так, галстуки значительно сужались во время войн XX века.
Но есть и другой индекс, связанный с этим предметом мужского гардероба: считается, что продажи галстуков заметно растут перед кризисными временами. В качестве примера обычно приводится Великобритания 2007 года, когда в связи со слухами о возможных сокращениях даже те, кто никогда не носил галстуки, отправились их покупать. Чтобы потом всем своим видом демонстрировать начальству, как они серьезно относятся к работе.
И, как вы понимаете, во время пандемии это опять не работает. Надеть галстук, показывая свое рвение, для онлайн-разговора с начальником, когда он сам сидит на кухне в старом худи? Или мучаться, выбирая галстук, для собеседования при приеме на работу по скайпу? Наверное, именно этим – здравым смыслом – руководствовались «короли» официальной мужской моды, все эти Canali, Corneliani, Brioni и Stefano Ricci при пошиве коллекций 2021 года. Посмотрите рекламные снимки этих коллекций и попробуйте найти там образы с галстуками – их очень мало.
Индекс высоты каблуков
Фото: vogue.com
Можно было бы отмахнуться от этого индекса, как не стоящего внимания, если бы им не занималась такая серьезная компания, как IBM (International Business Machines).
Один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения проанализировал данные соцсетей и пришел к выводу: чем ниже каблук, тем лучше экономическая ситуация. Алгоритм примерно тот же, как и с губной помадой: в кризис женщины пытаются уйти от проблем, обращаясь к проверенному средству – к моде.
Так, в пик экономического кризиса в 2009 году средняя высота женского каблука приблизилась к рекордным 17 сантиметрам (даже представить сложно), а к 2011 году, когда пик проблем был позади, женщины вспомнили, что на 5-сантиметровых каблуках ходить гораздо удобнее. Это один из немногих индексов, который может быть применен в нынешней ситуации: представители даже самых дорогих брендов признаются, что карантин показал настоящую цену показной роскоши, а многим даже понравился вынужденный аскетизм.
Но, судя по показам весна-лето-2021, fashion-индустрия еще не определилась и колеблется от совершенно плоской подошвы у Tory Burch и Max Mara до неизбежных каблуков у Versace. Впрочем, и здесь делается уступка удобству: знаменитая марка предлагает не только каблуки, но и высокую платформу – кстати, это бесспорный тренд будущего сезона.
Индекс продаж мужского нижнего белья
Фото: dolcegabbana.com
Как ни странно – один из самых точных индикаторов. Идею приписывают бывшему председателю Федеральной резервной системы США Алану Гринспену: согласно его предположению, мужчины считают белье предметом первой необходимости, а значит, его продажи всегда должны быть стабильными. За исключением совсем уж серьезных экономических кризисов, когда они донашивают старое.
Индекс начали использовать в семидесятых годах прошлого века, и с тех пор эта связь только подтверждается. Единственный нюанс: продажи мужского нижнего белья падают не сразу, а с небольшой отсрочкой по времени. Зато если они возвращаются и тем более растут, это точно означает скорое восстановление экономики. Так, по данным международной компании NPD Group (раньше называлась National Purchase Diary — «Национальный дневник покупки»), в 2012 году спрос в этом сегменте мужских товаров увеличился на 13%. Для сравнения: продажи одежды в то же самое время выросли только на 1%.
И еще один аргумент «за» существование этого забавного на первый взгляд индикатора: продажи мужского нижнего белья на самом деле один из самых стабильных показателей, если он и колеблется, то только на какую-то долю процента. Поэтому, если речь идет даже о 3%-ном снижении спроса на эту категорию – это четкий сигнал о проблемах на рынке розничных товаров и в экономике в целом.
Индекс длины юбки
Фото: miumiu.com
Самый «старинный» индикатор в этом списке: его придумал еще в 1926 году экономист Джордж Тейлор. То есть до настоящих мини еще почти 40 лет, но профессор Уортонской школы университета Пенсильвании уже предвидит: чем короче будут юбки, тем лучше дела в экономике.
Объяснение очень простое, даже элементарное: для того чтобы носить короткую юбку, женщине нужны хорошие дорогие чулки, а их она сможет купить только при стабильном состоянии экономики. В противном случае будет прятать ноги под юбкой-макси.
Считается, что самые длинные юбки носили во время Великой депрессии в начале XX века. И, как уже говорилось выше, начало моды на мини пришлось на 60-е годы, когда экономика демонстрировала завидное здоровье. Через 20 лет оказалось, что это не предел: к середине 80-х, когда цены на акции восстановились после непростых 70-х, в моду вошли ультра-мини.
Юбки сезона весна-лето-2021, предложенные известными модными домами, радуют глаз разнообразием: полупрозрачные и кожаные, джинсовые и романтичные, и, наконец, «микроскопические» юбки – как самый обсуждаемый тренд. Их много.
Но стоит ли, основываясь на этом, говорить о подъеме экономики? Наверное, все-таки нет, тем более, что несколько лет назад в Университете имени Эразма Роттердамского (Нидерланды) было проведено специальное исследование, где сравнили кривую экономических подъемов и спадов с «юбочной» модой за 90 лет – с 1921 по 2009 год. Согласно результатам этой работы, связь есть, но все происходит наоборот: сначала экономический рост, потом сокращение длины юбки. Есть даже точный промежуток, после которого реагирует мода, – три года.