О координации мер по макроэкономической политике на 2021–2023 годы и по каким направлениям будут взаимодействовать Нацбанк, правительство и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка рассказал зампредседателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов.
В 2019 году Нацбанк совместно с правительством инициировали Соглашение о координации мер по макроэкономической политике. В прошлом году Соглашение продолжало действовать, но в условиях мирового кризиса все силы правительства и Нацбанка были брошены на борьбу с последствиями пандемии коронавируса.
«Своевременно принятые скоординированные меры позволили не допустить глубокого падения экономики, сдержать инфляцию при одновременной поддержке населения и бизнеса», – отмечает Акылжан Баймагамбетов.
В текущем году Нацбанк совместно с правительством актуализировали Соглашение, расширили его горизонт планирования до 3 лет и включили Агентство по регулированию и развитию финансового рынка в качестве третьей стороны.
«Основная цель Соглашения осталась прежней – это рост благосостояния и уровня жизни населения, что особенно важно в период восстановления экономики. Для этого определены необходимые совместные действия для проведения эффективной макроэкономической политики, включая вопросы налогово-бюджетной, денежно-кредитной, финансовой и других политик», – поясняет Баймагамбетов.
По его словам, все стороны соглашения фиксируют в нем свои взаимные обязательства по проведению скоординированной политики. Общие усилия будут направлены на обеспечение макроэкономической стабильности, поддержку экономики и ее адаптацию к изменившимся внешним и внутренним условиям.
Так, реализация совместных мер будет осуществляться по трем направлениям – повышение макроэкономической устойчивости, развитие финансового сектора и его инфраструктуры, а также повышение долгосрочного потенциала экономического роста.
Со своей стороны, Национальный банк планирует постепенное снижение уровня инфляции и ее сохранение на низком уровне, способствующем устойчивому экономическому росту при режиме инфляционного таргетирования и плавающего обменного курса тенге.
«Будут приняты меры по развитию рынка ГЦБ для эффективного использования рыночной ликвидности для нужд экономики и построения адекватной кривой доходности. Это позволит включить казахстанские ГЦБ в международные индексы развивающихся стран, что будет содействовать привлечению инвесторов, развитию финансового рынка и стабилизации экономики, диверсифицируя источники финансирования дефицита бюджета», – поясняет заместитель председателя банка.
Как отмечает Баймагамбетов, для повышения адаптивности экономики к внешним шокам и создания условий для устойчивого снижения инфляции правительство и Нацбанк внедряют с 2022 года новое бюджетное правило, которое повысит фискальную дисциплину и снизит зависимость бюджета от сырьевого цикла.
«Национальный банк продолжит также работу по созданию национальной платежной системы для снижения транзакционных издержек для населения и бизнеса, повышения доступности финансовых услуг и расширения конкуренции. С 2022 года планируется внедрение социального кошелька и его дальнейшая интеграция с национальной товаропроводящей системой», – сообщил он.
Отмечается, что для проведения эффективной денежно-кредитной политики очень важное значение имеет проводимая правительством работа по формированию новой структуры экономики.
«Для этого будут приняты меры по углублению диверсификации экономики через раскрытие потенциала агропромышленного комплекса, индустриализацию с учетом перехода на косвенные инструменты поддержки бизнеса, проведение проактивной внешнеторговой политики, что обеспечит устойчивость платежного баланса. Координация реализации Соглашения будет осуществляться через Дорожную карту, в которой определены промежуточные индикаторы и ответственные исполнители», –поясняет Баймагамбетов.
По итогам регулярного мониторинга и обсуждения принятых мер и актуализации приоритетов экономической политики Соглашение будет ежегодно утверждаться на скользящей основе на трехлетний период.
Ранее сообщалось, что в Казахстане заключили соглашение о координации макроэкономической политики.