Цена российского газа для Китая упала до минимиума
В первые месяцы 2021 года «Газпром» продавал сырье в КНР по $118,5 за 1 тыс. кубометров. По сравнению с четвертым кварталом российский газ стал для Китая дешевле на 5,9%, а если сравнивать с уровнями прошлой весны — на 35%, или 63,5 доллара, сообщает «Интерфакс» на основе данных китайской таможенной статистики.
Среди поставщиков Китая «Газпром» оказался антирекордсменом по цене. Так, Туркмения получала за свой газ $187 за тысячу кубометров, Беларусь -$128,5, Казахстан — $162, Узбекистан — $151, а Мьянма — $352. На главный экспортный рынок — в Европу — газ уходил в среднем по $170.
Такой низкой экспортной цены, как для китайских покупателей, в январе 2021 года, вероятно, не было нигде в мире. На фоне охвативших северное полушарие холодов мировой рынок газа пережил ценовой взрыв.
Спотовые котировки СПГ в Азии взлетели выше $1000 за 1 тыс. кубометров, превышая цену «Газпрома» почти в 9 раз. На европейских газовых хабах спотовые контракты заключались по $300 и выше на фоне рекордного отбора газа из хранилищ, позволившего «Газпрому» отчитаться о росте экспорта на 32% в Германию, на 221% в Италию, на 77% — Францию и на 90% в Польшу.
Рекордно дешевый газ подарила Китаю заложенная в контракт формула, согласно которой цена привязана к котировкам мазута и газойля с лагом в 9 месяцев. Таким образом, в январе-2021 она отразила обвал рынков углеводородов весной прошлого года, когда локлдауны в начале пандемии обвалили спрос.
По итогам прошлого года «Газпром» поставил в Китай 3,5 млрд кубометров — меньше не только контрактного объема (5 млрд кубов), но и уровня, предусмотренного правилом «бери или плати» (4,25 млрд кубометров).
«Курсив» писал о том, что во втором квартале 2020 года стоимость российских поставок снизилась на 10% по отношению к уровню первого квартала — до $183 за тысячу кубометров. Контракт на поставку газа по газопроводу привязан к цене мазута и газойля с девятимесячным лагом, поэтому цена газа меняется поквартально.
Ранее сообщалось, что «Газпром» предупредил, что политическое давление может привести к приостановке строительства газопровода «Северный поток — 2».