Ресурсы

Добиться упрощения получения трудовых виз в Южную Корею предложили депутаты

Казахстанцы продолжают массово нелегально работать в этой стране

Правительству необходимо взять на особый контроль ситуацию с незаконной трудовой миграцией казахстанцев в Южную Корею и проработать с корейской стороной возможность упрощения получения трудовых виз гражданами Казахстана. С соответствующим запросом к вице-премьеру, министру иностранных дел Мухтару Тлеуберди обратился на пленарном заседании мажилиса парламента 31 марта депутат мажилисa Елнур Бейсенбаев.

Депутат напомнил, что глава государства ранее констатировал, что в ряде стран казахстанцы работают нелегально.

«В этой связи считаем, что правительству необходимо взять этот вопрос на особый контроль, проработать с правительством Южной Кореи вопросы об упрощении получения трудовой визы, гарантии безопасности наших граждан, возможности легально трудиться», – сказал Бейсенбаев.

По его словам, сегодня одной из привлекательных для казахстанских граждан стран в плане трудовой миграции является Южная Корея, где имеется возможность получения туристической визы для дальнейшей незаконной трудовой деятельности.

«С периода отмены виз для казахстанцев в 2014 году численность нелегальных трудовых мигрантов из нашей страны в Южную Корею выросло с 359 человек до 12 тыс. человек в 2019 году. Большинство из них мужчины активного трудоспособного возраста до 35 лет», – сказал депутат.

При этом, отметил он, некоторые наши соотечественники гибнут в этой стране от болезней и травм, так как не имеют права на бесплатную медпомощь. По данным министерства иностранных дел Казахстана, в 2020 году около 10 тыс. казахстанцев находилось в Южной Корее нелегально.

«Основной поток нелегальных граждан Казахстана, пребывающих в Южную Корею, составляют жители южных регионов нашей страны: Туркестанской и Алматинской областей, городов Алматы, Шымкента. По статистике Национального банка, с 2012 по 2019 год суммарный объем личных безвозмездных денежных переводов из-за границы в Казахстан вырос с 279 млн до 614 млн долларов США, то есть более чем в два раза. При этом поступления денежных переводов из Южной Кореи в Казахстан за тот же период выросли с 1,7 млн до 105 млн долларов США, т.е. за 6 лет денежные переводы увеличились в 60 раз», – сказал Бейсенбаев.

Вышеперечисленные факты, по его мнению, говорят о том, что данная тенденция сохранится и будет только развиваться.

«Наши граждане, прежде всего, молодежь, будет, несмотря на трудности, выезжать в эти страны для заработка», – полагает депутат.

Президент Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на тысячи казахстанцев, которые вынуждены работать в других странах, 22 октября 2020 года на очередном заседании Национального совета общественного доверия (НСОД). По его словам, многие из них берутся за рубежом за работу, которой они не стали бы заниматься дома.

«Трудовая миграция. Этот вопрос очень актуальный. Его нельзя замалчивать, так как ежегодно тысячи наших соотечественников становятся трудовыми мигрантами. Наши граждане работают за границей не только в сферах, где требуется высокая квалификация, многие из них заняты в секторе услуг. Там они готовы браться за работу, которую, возможно, не согласились бы выполнять у себя в стране», – сказал Токаев.

При этом, отметил глава государства, трудовые отношения в таких случаях, как правило, официально не регулируются.

Казахстанцы работают в различных странах, но наибольшее количество гастарбайтеров приходится на Россию и Южную Корею. В частности, в Южной Корее находится около 30 тыс. казахстанцев, в том числе более 10 тыс. – нелегально. Южная Корея последние несколько лет позволяла казахстанцам приезжать без визы на срок до 30 дней, однако многие казахстанцы в результате оставались там нелегально для работы. В 1990-е годы все казахстанцы могли поехать на работу официально через центры занятости в своем регионе, однако в последние несколько лет Южная Корея оставила такую возможность только за этническими корейцами с гражданством РК. В связи с этим другие казахстанцы вынуждены были ехать туда как туристы и оставаться там для работы нелегально.