Импорт кофе за 10 лет вырос в 3,8 раза – с 411 т в 2011-м до 1 560 т в прошлом году. Импорт чая в этот же период фактически «топтался на месте»: 28,8 т в 2011 году и 29,2 т в 2020-м. Значит ли это, что «западные ценности» в стаканчиках на вынос вытесняют традиционные – в пиалах? Читайте об этом в материале «Курсива».
Бизнес на вынос
В Казахстане только развивается культура потребления кофе, говорят игроки, опрошенные «Курсивом». Они считают, что кофе с чаем не делят рынок. Их существование на рынке – это симбиоз, выгодный потребителю, который с утра на работе «бодрит» себя кофе, а день заканчивает на кухне с чашкой чая.
Канат Тасбулатов, основатель компании Probarista coffee company (с 2017 года поставляет в Казахстан кофе, кофейное оборудование, а также обучает бариста), говорит, что тренд на потребление кофе, особенно «кофе на вынос», задали зарубежные сети – такие, как Starbucks.
«До появления крупных игроков были кофейни, но на них не особо обращали внимание, потому что в Казахстане для людей важна известность бренда», – с сожалением отмечает Тасбулатов, но сразу же добавляет, что благодаря этому у потребителей появилась возможность сравнивать.
А сравнение – порой не в пользу транснациональных гигантов – дало толчок к развитию кофейной культуры в Казахстане.
«Когда я приехал в Алматы в 2015 году, то куда бы ни зашел – везде была банальная классика: латте, капучино с большим количеством сиропа и не было авторских напитков на основе кофе, – вспоминает Тасбулатов. – Мы же первыми стали проводить каппинги (профессиональную дегустацию кофе), и люди стали узнавать от нас, что в Казахстане тоже есть такой продукт, как свежеобжаренный кофе (Probarista coffee company также занимается обжаркой кофе – «Курсив»). Сейчас 60–70% рынка Казахстана – это свежеобжаренный кофе, а раньше было только 20%. Если прежде все использовали кофе с большим содержанием робусты (зерна низкого качества), то теперь есть заведения, где 100% – арабика светлой обжарки».
О том, что вкусы потребителей стали меняться, говорит и Владимир Хорошков, управляющий партнер алматинской кофейни Big Apple.
«Мы работаем с 2016 года, и я вижу, что люди начали понимать: растворимый кофе – это вообще не кофе. Они теперь разбираются в странах происхождения кофе, его вкусах, других специфичных вещах, потребляют больше черного кофе, чем кофе с молоком».
Пить кофе стало настолько модно, что этот тренд зашел «на ура» даже в Шымкенте, который считается городом с традиционным укладом жизни, а значит, более «чайным».
«Когда в 2016 году в Шымкенте открылась первая кофейня Coffee Global, то там уже была культура потребления кофе, а мы сформировали предложение», – говорит менеджер по франчайзингу Coffee Global Лиана Дулатова.
Сейчас Coffee Global вышел за пределы Шымкента: под вывеской бренда работают кофейни в Кызылорде, Таразе, Нур-Султане, Караганде, Туркестане, Атырау, Актау.
«Кофе и перекусы покупают те, кто не успел позавтракать. Кофе с молоком (а у нас в основном такой покупают), можно сказать, сытный: выпил его – чувствуешь себя бодрым и есть не хочется», – так Дулатова объясняет популярность формата «кофе на вынос».
Но после обеда кофе уступает по популярности чаю – его посетители кофеен начинают заказывать активнее, говорит менеджер Coffee Global.
«Кофе – это напиток первой половины дня, – соглашается Владимир Хорошков. – Мы в Big Apple продаем много чая, но я не могу сказать, что он в тренде: его потребление у нас примерно одинаковое, без скачков».
Канат Тасбулатов видит «специализацию» напитков в другой плоскости: чай пьют в основном дома, а кофе – это, как правило, напиток деловых встреч вне дома.
«Казахстан был чайной страной и останется такой отчасти. Но кофе станет нашей новой привычкой – мы его будем пить везде, а не только в кофейнях. Кофейные островки появятся везде, где мы будем находиться – в салонах красоты, СТО и так далее», – считает Тасбулатов.
«Кофейный бизнес достаточно простой, поэтому начать его хочет каждая домохозяйка», – говорит Тасбулатов, но абсолютно не переживает по этому поводу. Он считает, что объем кофейного рынка будет только расти, поэтому – сколько бы ни было конкурентов – каждый сможет найти свою нишу.
Чайникам не страшны кофейники
Предприниматели, бизнес которых связан с чаем, тоже не видят угрозы со стороны «кофейных» конкурентов. Рынок безалкогольных напитков динамичен и популярность того или иного продукта здесь носит волнообразный характер. Так, по наблюдениям Мезраб-Насиба Халилова, менеджера столичного ресторана восточной кухни «Алаша», около 10 лет назад интерес к чаю в заведении был немного ниже, потому что рынок заполонили газировки и натуральные соки. Но за последние три года спрос на чай в ресторане вырос почти на четверть.
«То же самое касается и кофе. Сейчас он в тренде. Некоторые идут в тот же Starbucks не ради кофе, а ради красивой фотографии с их стаканчиком, потому что под влиянием соцсетей и массовой культуры это стало модным. Однако я предполагаю, что через пять – семь лет волна популярности кофе немного спадет, а интерес к чаю – останется. Это заложено у нас в культуре, к тому же чай – неотъемлемый спутник всех традиционных семейных мероприятий», – объясняет Халилов.
По словам Халилова, за последние 10–15 лет ассортимент чая в Казахстане вырос – сортов стало больше в несколько десятков раз.
«Это связано во многом с увеличением импорта и развитием логистики: в Казахстан можно завести чай из любой точки мира. Например, в начале 2000-х в стране было сложно найти каркаде или пуэр. Сейчас же эти сорта можно купить без труда», – сказал менеджер ресторана.
На культуру потребления чая также оказывает влияние приверженность ЗОЖ. Такую тенденцию заметила генеральный директор компании TeaMaster, организатор чайного чемпионата в Казахстане Tea Masters Cup Kazakhstan Анна Болгова.
«Еще чуть больше 10 лет назад чаепитие носило более традиционный характер, то есть чай пили, чтобы утолить жажду или во время семейных и офисных посиделок. При этом не задумывались, что напиток может еще и пользу приносить. Но в последние шесть-семь лет потребители стали учитывать полезные качества чая. Я это связываю с тем, что люди в целом стали следить за своим здоровьем, питанием, больше посещать фитнес-залы».
В кафе и ресторанах, куда TeaMaster поставляет чай, также заметили: люди стали целенаправленно приходить в заведения, чтобы попить качественный чай.
Анна Болгова добавила, что в Казахстане кофе не вытеснит чай. Скорее, они будут сосуществовать вместе, потому что всегда найдутся и кофеманы, и чаеманы.
С тем, что популярность чая не снизится даже с увеличением количества кофеен, согласен и руководитель регионального отдела UniTea Саян Мукашов. UniTea с 2006 года занимается производством и фасовкой чая на казахстанском рынке и экспортом продукции в Россию, Кыргызстан и Монголию. Все это время, по словам Мукашова, спрос на их продукцию растет – в среднем на 11–12% ежегодно, в том числе и со стороны HoReCa.
«Мы не видим для себя рисков того, что потребление чая снизится. Во-первых, это обусловлено традициями: в Казахстане культура потребления чая очень высокая. Во-вторых, по своим данным мы видим, что любителей чая меньше не становится, а популярность кофе, я думаю, растет за счет вовлечения новых потребителей, так как это достаточно молодой и неосвоенный рынок в нашей стране. Поэтому, если мы будем постоянно предоставлять продукт хорошего качества, то у нас никаких проблем со спросом не возникнет».
По наблюдениям Саяна Мукашова, основные изменения потребительского поведения казахстанцев – покупателей чая связаны с возросшими требованиями к качеству продукта.
«Если пять – десять лет назад большинство потребителей при выборе чая акцентировали внимание на его вкусе, то на данный момент помимо вкуса казахстанцы избирательнее относятся еще и к качеству чая. То есть сейчас люди делают выбор в пользу премиум-сегмента, из-за чего хороший, качественный чай теперь популярнее, чем продукты из эконом-сегмента», – сказал Мукашов.
Еще одной особенностью он назвал рост популярности чая в саше. Казахстанцы, говорит Мукашов, начали осознавать: пакетированный чай – не синоним некачественному чаю.