Министерство торговли и интеграции РК считает, что республика способна увеличить экспорт плодоовощной продукции в Россию на 100 млрд тенге. В 2020 году такой продукции в российские торговые сети было поставлено на 1 трлн тенге, или более чем на $2,3 млрд. Об этом на брифинге 18 мая сообщила вице-министр торговли и интеграции РК Жанель Кушукова.
По ее словам, в 2015-2020 годы рост экспорта несырьевых товаров в страны Евразийского экономического союза составил 35%, до $3,7 млрд. В целом в государства-члены ЕАЭС направляется примерно 10% казахстанского экспорта. 58% поставок в ЕАЭС представлено обработанной продукцией.
«Например, в российские торговые сети в прошлом году поставки плодоовощной продукции из Республики Казахстан составили 1 тлрн тенге, или более $2,3 млрд. При этом у нас есть еще огромный потенциал наращивания – где-то 100 млрд тенге, как минимум, есть именно по этой продукции», – сказала Кушукова.
Кроме того, в 2015-2020 годы казахстанский экспорт в целом в государства-члены ЕАЭС вырос на 25% – до $6,4 млрд, в Россию — на 25%, в Беларусь — в 2 раза, в Кыргызстан — на 20%, в Армению — в 6 раз.
Как отметила вице-министр, наращивать объемы взаимной торговли в ЕАЭС позволяет сокращение таких издержек для бизнеса, как снижение документарной нагрузки при экспорте за счет исключения таможенного декларирования, взаимного признания сертификатов соответствия, ветеринарных и санитарных документов.
По ее словам, за шесть лет функционирования ЕАЭС количество совместных предприятий в Казахстане с 2015 года выросло с 6272 до 13 503. Кушукова напомнила, что центральным элементом развития ЕАЭС до 2025 года Казахстан считает углубление промышленной кооперации.
Ранее министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов объяснил, почему ЕАЭС для Казахстана более выгоден, чем его отсутствие. Министр считает, что хоть и наблюдается дисбаланс внутри союза, в котором Россия остается главным торговым центром, для Казахстана расширяются рынки сбыта продукции, сокращаются издержки с таможенными платежами, облегчается доступ к рынкам стран в рамках зон свободной торговли. По мнению Султанова, Вьетнам, Сингапур, Сербия, Иран захотели «дружить» не с отдельными Казахстаном, Россией или другими республиками, а с Евразийским союзом. И сейчас в Евразийском союзе большой акцент делается на промышленную кооперацию с последующим выходом совместной продукции на третьи страны.