В Казахстане хотят отменить безналоговый режим для майнеров и data-центров
Майнинговые фермы, работающие в Казахстане, могут обложить налогом – 1 тенге за 1 киловатт-час электрической энергии, потребленной при цифровом майнинге. Новелла содержится в поправках в Налоговый кодекс, которые мажилис парламента республики одобрил в двух чтениях и направил в сенат. Парламентарии считают, что эта мера поможет вывести игроков этого рынка из тени, но сами игроки относятся к предлагаемой норме закона скептически. Участники рынка отмечают, что фактически вводится специальный налоговый режим на услуги по обеспечению комплексной инфраструктуры для облачных вычислений, ведь под это понятие попадают не только майнеры, но и все дата-центры.
Точное количество майнинговых ферм в Казахстане определить сложно – для них не предусмотрены отдельная регистрация или учет. Хотя частичными данными о ситуации владеет Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. 13 мая на отчетной встрече глава этого ведомства Багдат Мусин сообщил, что сейчас в стране действуют 17 майнинговых ферм.
Согласно зарубежным источникам информации, Казахстан занимает одну из лидирующих позиций по майнингу. Например, Tokeninsight сообщает, что весной 2020 года на нашу страну приходилось 6,17% всех вычислений по майнингу первой криптовалюты – биткоина. Впереди нас только Китай с более чем 65% майнинга, США – 7,24% и Россия – 6,9%. Указанный для Казахстана объем в 6% в Министерстве цифрового развития оценивают в $18–25 млн в месяц.
Этому рынку чиновники уделяют особое внимание. Летом 2020 года Аскар Жумагалиев, будучи министром цифрового развития, заявлял, что в следующие три года ожидает приток в Казахстан «300 млрд тенге в виде цифровых инвестиций и в целом на развитие майнинга». И иностранные игроки пошли: сегодня в Казахстане майнят крипту немцы, японцы, другие; после того, как иностранцы откликнулись на призывы казахстанских властей, депутаты предлагают начать регулирование этого рынка.
Инициатором поправок в Налоговый кодекс, которые предполагают введение нового налога, выступил мажилисмен Альберт Рау. В сравнительной таблице к законопроекту говорится, что новеллу предлагают для достижения сразу нескольких целей. В их числе государственное регулирование майнинга и стимулирование в Казахстане на законодательном уровне отрасли по добыче криптовалют, увеличение поступлений в бюджет денег от майнинга, а также сокращение безконтрольного потребления электроэнергии майнинговыми фермами.
Новый налог, который будут исчислять в размере 1 тенге за 1 киловатт-час электрической энергии, потребленной при цифровом майнинге, начнет действовать с 1 января 2022 года, если законопроект примут в нынешнем виде.
В разговоре с «Курсивом» Альберт Рау отметил, что главная цель правовой нормы – «вывести из тени» этот сектор.
«Есть явление (цифровой майнинг. – Авт.), есть его законодательное описание в законе о цифровизации, но оно существует как бы в параллельной реальности. (Нужно. – Авт.) попробовать придать ему легитимизацию, даже в таком символическом виде», – сказал депутат.
Согласно законопроекту, сведения о плательщиках платы за майнинг будет собирать «уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности» каждый квартал.
В целом, отмечает депутат, найти майнинговые фермы при необходимости технически возможно –энергетики могут их увидеть по стабильному высокому суточному потреблению электричества.
Пока речи о какой-либо ответственности для майнеров не идет, подчеркивает Альберт Рау. Но поправки позволят начать выстраивание администрирования их деятельности, а сама сумма в 1 тенге на потребленный киловатт, по его мнению, является «достаточно символичной» стоимостью, которая поможет сделать «первый шаг» к пониманию, как выглядит сектор майнинга в Казахстане. При этом, отмечает Рау, с учетом роста стоимости криптовалют майнеры могут получать «несоизмеримую прибыль», особенно когда берут у электростанций энергию по низкой цене.
Точную величину поступлений от нового сбора подсчитать сложно, учитывая непрозрачность структуры самого рынка. По данным отраслевой ассоциации в сфере блокчейн, представители индустрии майнинга потребляют около 3,3% общего производства электроэнергии Казахстана. По данным KEGOC, общее потребление в 2020 году составило 107,5 млрд киловатт-часов. 3,3% от этой суммы составляют 3,548 млрд кВт-ч, что соответствует 3,548 млрд тенге потенциальных поступлений при полном охвате майнинг-ферм.
Ранее «Курсив» писал, что пять крупнейших электростанций Казахстана в 2020 году увеличили выработку на 2,5%.
Однако на рынке на ситуацию смотрят иначе. Несогласие с предлагаемой новеллой выражают в Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров, которая представляет большинство компаний, занимающихся цифровым майнингом на территории Республики Казахстан.
«Введение дополнительного сбора на отдельную отрасль, в данном случае цифровой майнинг, создаст прецедент, который негативно скажется на инвестиционной привлекательности Казахстана. Инвесторы при оценке рисков инвестиций в нашу экономику будут считать риск регуляторного воздействия высоким и будут выбирать иные –более стабильные и менее рискованные – юрисдикции», – рассказал в комментарии для «Курсива» президент ассоциации Алан Дорджиев.
Тарифы на электроэнергию, обращает внимание Дорджиев, повышались несколько раз и уже почти сравнялись с ценами на электричество в таких странах, как США, Исландия и Норвегия. Введение дополнительной платы для компаний, занимающихся цифровым майнингом, может стать сигналом для миграции майнинговых дата-центров в другие юрисдикции, а не послужит делу стимулирования отрасли.
Схожего мнения придерживаются и сами майнеры. Представитель одной из крупнейших компаний Казахстана в сфере майнинга, пожелавший сохранить анонимность, в разговоре с «Курсивом» отметил, что работа их бизнеса сильно зависит от стоимости электричества. Она составляет до 95% себестоимости услуг их фермы.
«Предельные тарифы, которые утверждаются на пять лет, государство часто меняет – в прошлом году повышали два раза, в этом году с 1 апреля повысили тариф. Это очень большие суммы с учетом наших объемов потребления», – отмечает собеседник «Курсива».
Иностранный клиент компании инвестировал в ферму и ее оборудование значительные средства, добавляет он, и повышение тарифов вызывает у него недовольство. И новый налог, который фактически подразумевает «второй счет» на электричество, ситуацию лучше не делает.
«Если введут еще 1 тенге (на киловатт-час энергии. – Авт.), в итоге инвестор может уйти в другую страну из-за нестабильных тарифов», – подчеркивает представитель майнинг-фермы.
Схожее мнение выразил и Акжол Беркалиев – представитель другой компании, которая предоставляет услуги майнинга. Он отмечает, что рынок криптовалют нестабилен, и из-за резких изменений стоимости «цифровых монет» инвесторы несут убытки.
«Казахстан сейчас активно занимается майнингом, это привлекательно для инвесторов. Они вкладываются сюда, потому что у нас дешевая электроэнергия. Парламентарии хотят вывести эту сферу из «тени», пополнить казну, взять на контроль. Но это может негативно сказаться на всем секторе, и со временем инвесторы могут уйти в другие страны. В той же России энергия также дешевая», – отмечает Акжол Беркалиев.
Потому, говорит он, принимаемая норма для казахстанского майнинга является «не очень хорошим решением».
Между тем в Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров подчеркнули, что предложение о введении дополнительной платы с майнинг-компаний не было согласовано с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Министерством нацэкономики и Национальной палатой предпринимателей. «Курсив» обратился за комментарием по ситуации в Министерство цифрового развития, но на момент подготовки материала ответа получено не было.