На какие фильмы можно сходить на этой неделе
Казахстанский кинопрокат начинает понемногу оживать, если еще неделей раньше ничего кроме нового боевика от Гая Ричи «Гнев человеческий» рекомендовать не хотелось, то сейчас в сетке три ленты, которые можно смело смотреть в кинотеатрах.
«Тихое место 2»
Первая часть успешного хоррора Джона Красински так понравилась зрителям, что собрала $340 млн при бюджете в $17 млн, поэтому продолжения ждали. В Казахстане сиквел «Тихого места» начали показывать в формате IMAX и только спустя неделю подключились остальные кинотеатры, что логично – в этой картине качество изображения и звука имеет первостепенное значение, собственно вокруг звука там все и построено.
Напомним, действие в первом фильме начиналось в 2020 году в постапокалиптическом мире, на землян напали безжалостные монстры с идеальным слухом. Когда они слышат громкие звуки, они бегут к источнику шума и немедленно с ним расправляются. Поэтому люди стараются жить максимально бесшумно – двигаются босиком, говорят шепотом, а селиться предпочитают только в специально оборудованных, звукоизоляционных бункерах.
Кадр из фильма / ru.kinorium.com
Вторая часть «Тихого места» начинается с флэшбэка, который вводит в курс тех зрителей, кто не видел первый фильм. Там отец семейства Ли Эботт (Джон Красински) еще жив и они все вместе, еще будучи в городе, переживают момент атаки инопланетных монстров, после чего автор уже переключается на новые дни: Эвелин (Эмили Блант) только что потеряла Ли и с тремя уцелевшими детьми (один из них еще младенец) вынуждена покинуть жилище в поисках нового, ведь их место проживания уже непригодно для жизни. Они добираются до соседа Эммета (Киллиан Мерфи), но тот их не особо рад видеть – у него погибла вся семья и сейчас он хочет только одного — выжить сам, поэтому не намерен помогать многодетной матери. Зато у слабослышащей дочери Эвелин по имени Риган есть план – она поняла, что где-то есть вышка (радио улавливает сигнал) и теперь девочка хочет добраться до нее и через эфир запустить уничтожающий монстров звук – звук ее слухового аппарата.
Несмотря на то, что образ монстров раскрыт и никакой интриги в этом уже нет, фильм получился почти не хуже первой части, он просто сменил фокус. В первой части «Тихого места» мы не просто наблюдаем за происходящим на экране, боясь дышать, но видим там философское размышление и понимаем, что человек – это довольно шумное существо. Весь его жизненный путь от минуты рождения до последнего вздоха сопровождается шумом: речью, музыкой, песнями, криками, плачем, стонами и прочими звуками, нарушающими тишину. Порой мы шумим из необходимости, а иногда просто от переполняющих нас эмоций. Если мы поем во все горло, громко открываем шампанское или палим фейерверками, то какой в этом практический смысл? Никакого, но ведь приятно!
В новом фильме акцент смещается с философско-драматической ноты на экшн: семья теперь не заперта в доме, а она активно осваивает новые территории: лес, морской причал и острова поблизости, теперь это не просто история выживания, но еще и опасный трип по апокалиптическому миру. К тому же, во второй части главной героиней становится не привычная для кино фигура — жертвующий собой отец, а мать, которой нужно выжить, а такая, как известно, крепче, смелее и интереснее любого супергероя. В третьих, в новом фильме – дети не существа, которых нужно спасти, они – независимые и самостоятельные личности и сами на кое-что способны. Учитывая, что геройствуют слабослышащие подростки, это еще и портрет нового поколения, молодежи, которой надоело довольствоваться малым, им хочется бороться за свои права и жизнь.
Хотя в «Тихом месте 2» нет ничего нового, посмотреть его все же стоит, хотя бы для того, чтобы понять, что даже после апокалипсиса есть жизнь. А это так важно знать, особенно в момент, когда пандемия никак не соизволит закончиться.
«Круэлла»
3 июня в отечественный прокат вышел новый фильм Крэйга Гиллеспи «Круэлла». Это стильная диснеевская фэшн-сказка о юности главной злодейки из «101-го далматинца» – Круэлле, которая, как вы наверняка помните из мультфильма, мечтала пустить маленьких далматинцев на шкуры. Удивительно, как во времена расцвета движений в защиту животных про такого персонажа вообще стали снимать кино, ведь новая картина оправдывает злодейку на все сто. Мол, не бывает плохих людей и садистов, бывают лишь травмированные.
Фильм рассказывает предысторию Круэллы Де Виль и погружает зрителя во времена, когда она была еще Эстеллой — очень талантливой, хоть и непослушной девочкой, подающей большие надежды в фэшн-индустрии. Волею обстоятельств Эстелла оказывается сиротой и теперь должна выживать воровством и мытьем полов в уборных. Ее мечта — устроиться в главный модный дом Лондона, к законодательнице мод — Баронессе (Эмма Томпсон). Далее фильм сюжетно напоминает популярную комедийную драму «Дьявол носит Prada» с Энн Хэтэуэй и Мэрил Стрип, там те же взаимоотношения: жесткая икона стиля с дурным характером и талантливая дебютанка, которая способна привлечь внимание взрослой стервы. Только в комедии они, в конце концов, начинают сотрудничать, здесь же все наоборот – доходит до войны. Да и героиня «Круэллы» не хочет носить ни Prada, ни какую другую брендовую одежду – ей хочется, чтобы носили то, что шьет она сама.
Кадр из фильма / Kinopoisk
Гиллеспи, ставший после фильма «Тоня против всех», еще одним специалистом в Голливуде по девочкам с травмированной психикой, выдал вполне себе смотрибельное, хоть и не самое глубокое произведение. Внешне фильм прекрасен, ведь «Круэлла» — это стильное и яркое кино, использующее панк-стилистику, бунтарский дух 70-х, фэшн-кумиров вроде Вивьен Вествуд, превратившей панк в элемент гламура, а также подзабытую музыку: там звучат кое-какие какие фрагменты из The Rolling Stones, Queen, Deep Purple, песен Дэвида Боуи, Дорис Дей, Тины Тернер и Нины Симон.
Что касается внутреннего содержания, то картина не отличается большим психологизмом, хотя и явно на него претендует. Антигероиней Круэлла становится не шаг за шагом, как это делает Джокер у Тодда Филлипса, с которым его все сравнивают, а одномоментно, буквально за смену одного наряда. А принять темную сторону своей сущности Круэлле вообще не стоит никаких трудов, это тебе не нежная героиня Натали Портман в «Черном лебеде» Аронофски, эта девушка совсем из другого теста. Да и злодейка Круэлла тоже получилась не такой уж и инфернальной – просто мстительная девочка с израненной психикой.
Впрочем, основной аудитории очередной диснеевской сказки – девочкам разного возраста и семейным людям, эта вся глубина, пожалуй, и не нужна. Зачем погружаться в психоаналитику? Главное, что все правила модной сейчас толерантности соблюдены: сегодня даже у Круэлл есть право высказаться.
Стоит отметить актерские работы обеих актрис и работу художника по костюмам: наряды там, что надо.
«Новый порядок»
Фильм мексиканского режиссера Мишеля Франко, получивший Гран-при прошлого Венецианского кинофестиваля удивительным образом дошел до казахстанского проката — такие картины довольно редко покупают для нашего рынка. Ведь это, хоть и, безусловно, интересное, но довольно радикальное, резкое и противоречивое авторское кино для узкого круга ценителей.
Лента рассказывает об «истории одной зеленой революции» в Мексике. В первые минуты фильма мы видим свадьбу какого-то большого мексиканского чиновника, его дочь Марианна выходит замуж. Уже собрались нарядные гости, сплошь элита страны, кругом охрана, брачующиеся счастливы, родители волнуются, встречая своих VIP-друзей, подаренные конверты аккуратно складывают в домашний сейф, но тут в доме появляется незваный гость. Это бывший работник семьи, у которого тяжело заболела жена, ей срочно нужна операция за серьезную сумму, а ему больше ему взять неоткуда и он пришел сюда. Бесплатно оказать ему помощь тоже не могут – в больницы начали свозить раненых с очередного митинга.
Кадр из фильма
С этой минуты беды наваливаются на этот дом, а затем на всю Мексику – в стране попытка военного переворота, протестующие сначала бастуют и обливают всех зеленой краской, затем переходят к действиям покруче – убивают, грабят, насилуют, мародерствуют и требуют выкуп за богатых заложников. В итоге, в числе проигравших абсолютно все, ведь, как известно, всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами негодяи.
О социальном напряжении и все увеличивающейся разнице между богатыми и бедными, современные режиссеры говорят давно. Об этом и «Джокер» Тодда Филлипса, и «Паразиты» Пон Чжун Хо. Но картина Мишеля Франко страшнее и бескомпромисснее, ведь в ней показывают последствия народного бунта, да и зная, социально-экономическое положение в странах Латинской Америки в эту версию развития конфликта веришь безоговорочно. Добавляет мрачных красок и типичная для мексиканских картин жестокость, там просто, лаконично, без всякой лирики и отступлений убивают десятками и даже сотнями людей, что бедных, что богатых, революция пожирает своих детей без разбора. Но что самое грустное, никакого выхода там не предвидится — богатые становятся богаче, бедные – беднее, на смену одним негодяям приходят другие.
Интересно, что автор будто бы лишь констатирует какие-то факты, не занимая никакой позиции – он не романтизирует и не оправдывает ни ту, ни другую сторону конфликта, в его ленте нет ни явных антикапиталистических высказываний, ни наоборот, госзаказа со стороны власть держащих. «Новый порядок» выглядит и как картина о цене любого неуправляемого протеста, и как предупреждение для тех, кто пока на вершине пищевой цепочки. Мол, создайте людям нормальные условия в больницах, и тогда никто не омрачит свадьбу вашей дочери.
Фильм страшный и не самый приятный, но однозначно впечатляющий и достойный внимания.
Поскольку кино авторское, отдельно хочется разобрать стиль картины. «Новый порядок» выглядит как цветная киноверсия знаменитой работы Пабло Пикассо «Герника», которая была написана под впечатлением Гражданской войны в Испании 30-40-х годов, когда в результате бомбардировки был безжалостно уничтожен город Герника с населением в 6 тыс. человек. Собственно, режиссер, хоть и не цитирует этот шедевр, но будто бы к нему отсылает. Во-первых, фильм открывается изображением абстрактной картины в духе Пикассо, на стене дорогой виллы, где идет свадьба, во-вторых, Франко сам показывает жертв как персонажей кровавых и страшных полотен, в которых смешалось вся и все, и теперь это уже одно сплошное человеческое мессиво.
Интересно, как автор работает с цветом – он использует цвета мексиканского флага: зеленый, белый, красный и весь фильм им манипулирует с бессознательным. Понятно, что фильм снят не только для Мексики, но для мексиканцев он наверняка стал совершенно особым – образы кранов с льющейся из них зеленой водой почему-то выглядят тревожнее, чем телесводки об очередных разборках наркобанд. «Не допустите зеленой воды в доме», — будто бы скандирует фильм.