Главный государственный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин дал свидетельские показания в суде по делу экс-главы «СК-Фармация» Берика Шарипа, сообщает «Спутник».
Бекшин напомнил, что в начале пандемии сменил множество должностей и побывал во многих регионах страны. По его словам, в отдельных региональных медорганизациях творился хаос и безвластие.
«В Атырауской области было безвластие, пришлось писать первое постановление о противоэпидемиологических мероприятий самому», — заявил Бекшин.
Также во время свидетельских показаний главный санврач Алматы подчеркнул, что в сложные моменты важны согласованные действия медицинских руководителей в отдельно взятых организациях. Бекшин отметил, что в отдельно взятом случае при возникновении инцидента (заражение медиков коронавирусом) ответственность несут непосредственные руководители медорганизаций.
«Если доказывается нарушение, то наказывают должностное лицо, которое по приказу за это отвечает. В каждой медорганизации все индивидуально. Есть приказ, кто и за что ответственен. По Центральной городской клинической больнице был наказан главный врач и его замы, к тому же, он был уволен. Материалы дела были переданы в суд, результатов я не знаю», – ответил свидетель на вопрос адвоката Шарипа по вопросу ответственности за заражение медиков.
Допрос Бекшина длился около полутора часов.
Также с показаниями в столичном суде выступил и экс-главный врач алматинской Центральной городской клинической больницы Алмаз Джувашев. Он был уволен в середине апреля прошлого года после того, как более сотни медработников оказались заражены коронавирусом.
По его словам, весной прошлого года было много несогласованных действий, так как медики и санэпидслужбы не знали всех путей передачи коронавируса. Пациенты с симптомами COVID-19 попадали в больницы и поликлиники, а врачи скорой помощи, не имея защитных костюмов, выезжали на вызовы. При этом СИЗов на тот момент в больнице не было.
«50 СИЗов было поставлено горздравом, 540 костюмов мы купили на внебюджетные средства. В тот момент был дефицит костюмов. При этом на больницу, где работают более 200 медиков в сутки, было нужно около 800 костюмов», — сказал Джувашев.
О задержании бывшего председателя правления ТОО «СК-Фармация» Берика Шарипа стало известно в августе 2020 года. Его подозревают в злоупотреблении полномочиями при закупе медицинских изделий в период чрезвычайного положения, действующего в стране в связи с пандемией, что повлекло за собой тяжелые последствия.
Антикоррупционная служба назвала заражение врачей одним из результатов действий подозреваемого по делу «СК-Фармации». Санкция по этому правонарушению предусматривает наказание в виде лишения свободы до семи лет.
Берика Шарипа обвиняют в срыве поставок средств индивидуальной защиты во время ЧП в 2020 году. По версии следствия, Шарип пролоббировал интересы компании «Inkar», заключив с ней контракт на 8,3 млрд тенге на поставку СИЗов. Поставщик получил предоплату, но свои обязательства не выполнил. Борт дважды возвращался из Китая в Казахстан без груза. В результате, по данным обвинения, из-за нехватки СИЗов, заразились около 2000 медработников.
Уголовное дело в отношении Берика Шарипа рассматривается по пункту 3 части 4 статьи 361 «Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия», а также по части 2 статьи 287 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного бесствольного оружия, газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, короткоствольного гладкоствольного оружия, а равно патронов к ним».
Дело состоит из 135 томов. Суд проходит онлайн. По делу уже были допрошены представитель Минздрава Сержан Оралов, заместитель председателя комитета санэпиднадзора Нуркан Садвакасов, а также бывший вице-министр здравоохранения Людмила Бюрабекова.