Бывший министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов дал свидетельские показания в суде по делу экс-главы «СК-Фармация» Берика Шарипова.
В суде Елжан Биртанов, находящийся под домашним арестом, заявил, что обвинения в адрес Берика Шарипова в массовом заражении медиков несостоятельны, так как весной прошлого года не только в Казахстане, но и во всем мире сложилась критическая ситуация с дефицитом медицинских изделий, в том числе защитных костюмов для медиков (СИЗ). Об этом пишет Sputnik Казахстан.
«Мы видели, что РФ ввела запрет (на экспорт средств индивидуальной защиты), Иран, Пакистан, Индия, Турция. Единственной альтернативой была КНР. У «СК-Фармации» была задача проверять качество костюмов. Фактически эта работа круглосуточно велась. Много было аферистов еще, когда бракованные СИЗы поставлялись», – заявил Биртанов.
Экс-министр добавил, что в середине марта был указ президента о том, что в условиях чрезвычайного положения нужен особый механизм работы, в том числе по механизмам закупок. Президент, по словам Биртанова, поручил чиновникам принимать решения быстро, не боясь бюрократии.
«Мы вынуждены были принимать решение на ходу, с листа. Берик Шарипович к нам обращался, переживал по этому поводу. Я говорил не бояться, потому что президент дал команду. Просил все решения выносить на заседание штаба. Штаб практически ежедневно проводил совещания с регионами, в течение дня подключали штаб на уровне министерства», – рассказал Биртанов.
Кроме того, Елжан Биртанов считает, что срыв поставок защитных костюмов в Казахстан весной прошлого года произошел не по вине «СК-Фармации», а из-за невыполнения условий контракта китайской стороной, с которой Казахстан работал на тот момент.
«Я глубоко убежден, что «СК-Фармация» и Берик Шарипов никакого срыва не производили, тем более умышленного. Это был форс-мажор, это был срыв процессов в Китае. Китайская сторона нарушила условия контракта с казахстанской стороной. Соответственно, казахстанская сторона нарушила сроки поставки с «СК-Фармацией». Это гражданско-правовые отношения, такое случается», – добавил Елжан Биртанов в суде.
Также в своих свидетельских показаниях Биртанов отметил, что Берик Шарипов мог бы не рисковать и действовать по установленному регламенту: 60 дней для местных и 90 дней для зарубежных товаропроизводителей. Однако, чтобы ускорить поставки, «СК-Фармация» действовала быстро.
«На тот момент это было неприемлемо, мы торопили, все послы искали ткань и маски по всему миру. Поэтому, когда мы нашли и заключили сделку, считаю, что это никак не вина лично Берика Шариповича. Наоборот, он сделал все возможное, чтобы ускорить поставку СИЗ в Казахстан», – подчеркнул Биртанов.
Глава «СК-Фармация» Берик Шарипов распоряжением главы Минздрава РК был освобожден от должности 10 июля, через несколько часов после расширенного заседания правительства. Главы медорганизаций приняли данное решение по итогам расширенного заседания правительства, на котором президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал их работу.
«Нужно провести расследование, всех виновных в возникших трудностях привлечь к ответственности. Руководителей ФСМС и «СК-Фармация» уволить или, если есть необходимость, провести следствие», – заявил глава государства.
В июне 2020 года казахстанцы начали активно скупать лекарства в связи с ростом заболеваемости COVID-19. С аптечных прилавков исчезли жаропонижающие и противовирусные препараты, антибиотики, зато лекарства появились у перекупщиков по завышенным в разы ценам. В некоторых аптеках лекарства резко подорожали.
Агентство РК по противодействию коррупции 7 июля начало проверку единого дистрибьютора лекарств ТОО «СК-Фармация». Также стало известно, что анализ проводится сотрудниками Антикоррупционной службы, работниками «СК-Фармация» и представителями общественных организаций.
Уголовное дело в отношении Берика Шарипова рассматривается по пункту 3 части 4 статьи 361 «Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия», а также по части 2 статьи 287 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного бесствольного оружия, газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, короткоствольного гладкоствольного оружия, а равно патронов к ним».