За 2020 год казахстанцы отнесли в финансовые пирамиды 8,5 млрд тенге – таковы официальные данные. Общественная оценка говорит о 500 млрд тенге. Современные финансовые пирамиды маскируются под инвестиционные, брокерские компании, принимая формы, порой не отличимые от профессионалов.
Участники фондового рынка говорят, что наличие лицензии на занятие профессиональной деятельностью у брокера, особенно если она выдана несколько лет назад (и брокер уже прошел проверки), позволяет радикально снизить риск встречи с мошенниками, которые на самом деле не продают клиенту ценные бумаги, а лишь делают видимость процесса.
При этом важно убедиться, что ты работаешь действительно с представителем компании, о которой идет речь и которой выдана лицензия, переводишь деньги именно на ее счета. И всегда стоит помнить, что если брокер не мошенник, это еще не гарантирует его абсолютной надежности, как и в случае с банками.
Задавайте вопросы
На ресурсе investor.gov Американской комиссии по ценным бумагам (SEC) размещен чеклист с «красными флажками», пройдя который можно вычислить мошенника. Первый флажок должен появиться, когда встречаются «нелицензированные специалисты по инвестициям»; затем идут флажки «агрессивные продавцы, которые могут предоставить завышенные или ложные данные»; «предложения, которые звучат слишком хорошо, чтобы быть правдой»; «безрисковые инвестиционные возможности»; «обещания большого богатства и гарантированной прибыли»; «давление инвестировать прямо сейчас»; «сенсационные сообщения, в которых могут быть фальшивые отзывы».
Для того чтобы избежать откровенного мошенничества, американский регулятор советует придерживаться трех правил.
- Во-первых, нужно задавать вопросы.
- Во-вторых, необходимо тщательно исследовать каждую инвестиционную возможность, прежде чем инвестировать.
- В-третьих, следует проверять исторические данные инвестиционной компании на сайтах государственных регуляторов.
Если этот короткий чек-лист дополнить советами профессиональных брокеров, то можно существенно повысить шанс выявления жуликов.
Есть ли у брокера лицензия и где ее проверить?
Даже если компания указывает номер лицензии, нужно зайти на сайт регулятора, который упоминается, и проверить, действительно ли в списке держателей разрешений есть интересующий брокер.
В мире много юрисдикций, в которых можно получить «прописку» брокера. Отличаются они различными налоговыми политиками, числом регуляторов и имеют другие национальные нюансы. В Казахстане деятельность брокеров регулирует Национальный банк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК, на сайте которого можно проверить, есть ли у брокера лицензия в Казахстане.
Российских брокеров регулирует Центральный банк РФ, проверить лицензию можно в реестре. Брокеров, у которых есть лицензия на Кипре, можно проверить на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам. На Белизе реестр брокеров ведет Комиссия по международным финансовым услугам, в Дубае – Управление финансовых услуг, в Великобритании – Управление финансового поведения, в Сингапуре – Валютное управление, в Гонконге – Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам, в Швейцарии – Надзорный орган за финансовым рынком. В Германии лицензию брокера можно проверить на сайте Федеральной службы финансового надзора, в Украине – на площадке Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в Кыргызстане – на сайте Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком, в Узбекистане лицензии брокеров публикует Агентство по развитию рынка капитала и так далее – полный список мировых финансовых регуляторов находится по ссылке bis.org/regauth.htm.
В каждой из этих юрисдикций есть собственные требования по прохождению аудита, хранению клиентских активов и другие правила и политики, которых должен придерживаться брокер в том или ином государстве.
Если брокерская компания покупает ценные бумаги по поручению клиента, то у нее должна быть брокерская лицензия; для управления активами – лицензия на управление портфелем, лицензия управляющей компании и так далее. Лицензия снимает для инвестора существенную часть рисков, потому что за брокером следит национальный регулятор, проверяет его, заставляет отчитываться. При этом в США и Европе брокерские счета застрахованы до $500 тыс.
Какой у брокера отчет о финансовом состоянии?
Ключевое требование национальных регуляторов к брокерам – это отчет о финансовом состоянии. Требования к таким документам в разных юрисдикциях различаются, однако этот документ публикуется либо на сайте регулятора, либо на корпоративном сайте компании. Обороты, прибыль и другие финансовые показатели должны соответствовать декларируемым брокером масштабам своей деятельности. Если на сайте регулятора есть отчет брокера, значит, документ проверили представители власти. В разных странах требования к таким отчетам отличаются. Считается, что отчетность по стандартам Американской комиссией по ценным бумагам имеет самое высокое качество в отрасли. Комиссия пристально следит за аудиторами, которые тщательно проверяют брокеров, и выставляет высокие стандарты в отрасли. Любой отчет, проверенный независимым аудитором, повышает шанс избежать или вовремя распознать мошенника.
Структура финансового отчета обычно включает в себя отчет о прибылях и убытках (P&L Statement), балансовый отчет (Balance Sheet), отчет о движении денежных средств (Cash Flow Statement), отчет об изменении капитала, а также пояснения и стратегию компании. Изучив отчет брокера о финансовом состоянии, можно сразу понять прибыльность (или убыточность) его деятельности. Кроме того, сравнивая показатели отчета с аналогичными данными прошлого периода, инвесторы делают выводы об изменении доходности бизнеса.
На каких биржах представлен брокер?
На мировые биржи брокеров не пускают с улицы – обычно для начала необходимо пройти многочисленные проверки, чтобы получить членство. Всего в мире около 400 фондовых бирж, топ-5 из них выглядит следующим образом: Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), NASDAQ, Группа Лондонской фондовой биржи (LSE), Группа японских бирж и Шанхайская фондовая биржа (SSE).
Нужно обратить внимание на несколько моментов: присутствует ли брокер в ренкингах бирж и какой оборот его клиенты совершают.
Если у брокера нет членства на крупной бирже, в таком случае у него должен быть брокер-корреспондент, чтобы законно распоряжаться ценными бумагами клиента. При этом сам брокер или его партнер на бирже должен иметь счета в крупных банках, что дает дополнительный сигнал о надежности компании. Потому что открыть счет в иностранном банке не всегда просто, для этого необходимо также пройти проверку на добропорядочность. Если у группы, в которую входит брокер, есть собственный банк, – это дополнительный плюс. Есть такие брокеры, которые входят в число акционеров самих бирж.
Как часто брокера наказывает регулятор?
Регуляторы мировых фондовых рынков публикуют нарушения, за которые привлекался тот или иной брокер. И у этого процесса всегда есть история – можно посмотреть, как, к примеру, чувствовал себя брокер год назад и как сейчас. На самом деле нарушения есть практически у всех брокерских компаний, от этого никто не застрахован. Тем не менее если за какой-то компанией замечено аномальное число наказаний, то стоит задуматься о надежности компании. Впрочем, раз регулятор штрафует брокера, значит, он находится под надзором, и это, вероятно, не мошенник.
Кто стоит за брокером?
Дополнительный плюс при самостоятельной проверке брокера могут принести респектабельные акционеры, крупные инвестиционные фонды. Кто владеет акциями компании, которая является вашим брокером? Как правило, добросовестные брокерские компании раскрывают в существенной мере свою структуру собственности (не все, но в основном – это правило хорошего тона). Не только акционеры помогут оценить брокера, но и топ-менеджеры исполнительного органа – CEO, CFO и другие. Шансы встретить мошенника ниже, если компанией руководит известный на рынке профессионал. Помимо этого о надежности брокера говорят кредитные рейтинги. Это не всегда обязательно для отрасли, но если рейтинг есть, это является гарантией дополнительного надзора за брокером со стороны рейтингового агентства. Еще один плюс – членство брокера в национальных профессиональных или саморегулируемых организациях: лучше, когда представители вашего брокера входят в советы директоров таких организаций. В РК это, например, Ассоциация финансистов Казахстана.
Если брокер иностранный?
У многих брокерских компаний есть дочерние организации, которые работают за рубежом. Если вам предлагают заключить договор с какой-то иностранной компанией, то неплохо бы проверить, действительно ли это та крупная иностранная компания заключает договор, а не какой-то офшор с похожим на громкое имя названием. Защищать свои права за рубежом можно, но это дорого и не всегда просто. Кстати, договор на управление активами клиента должен содержать в себе мандат на управление: что компания может делать, а чего не может. Сделки должны осуществляться брокером по поручению клиента, соответственно, должна быть форма подачи этих поручений. Кроме того, со стороны компании клиентам должна предоставляться периодическая отчетность о движениях по счету клиента – на ежедневной основе или реже. И, конечно же, ни один профессиональный участник рынка ценных бумаг никогда не дает гарантий доходности клиенту. Брокер должен соблюдать определенную этику и законы рынка ценных бумаг: нельзя гарантировать клиентам доходность, даже когда покупаются инструменты с фиксированной доходностью.
Если ваши активы будут храниться именно у брокера, с которым вы работаете, его лицензия должна позволять ему выполнять функции номинального держателя (депозитария, кастодиана). Такие лицензии существуют у брокеров в большинстве юрисдикций: Казахстане, России, а также в ряде специализированных офшоров, таких как Белиз, – это позволит голосовать на собрании акционеров, получать дивиденды и другое.
Резюме
Важно понимать, что есть добросовестные и недобросовестные брокеры, которые являются профессиональными участниками фондового рынка, а есть чистые мошенники. При этом добросовестные профучастники финансового рынка сталкиваются с определенными рисками в своей деятельности: это может быть операционный риск, кредитный риск. Однако далеко не все компании, имеющие лицензии, работающие по правилам, являются абсолютно надежными, как и в случае с банками.