Банки и финансы

Частные инвесторы в Казахстане получают уведомления от налоговых органов

Их просят сдать отчетность по форме 240.00, в ином случае угрожают блокировкой счета

Казахстанцы, которые инвестируют на фондовом рынке в Казахстане и за рубежом, начали получать уведомления, в которых налоговые органы просят их представить отчетность по доходам от торговли ценными бумагами. А при отсутствии ответа грозят заблокировать операции по банковским счетам. 

В Комитете госдоходов ситуацию не комментируют, а эксперты объясняют: угрозы заблокировать счета незаконны, да и инвесторы рады бы платить налоги с доходов на фондовом рынке, но только когда законодательство станет справедливым. Сейчас оно требует платить подоходный налог с прибыльных операций, не учитывая при этом убыточных.

«Письма счастья»

Редакции «Курсива» стало известно, что как минимум в течение последнего месяца казахстанцы, у которых есть счета в местных брокерских компаниях, начали получать от налоговых органов уведомления «о непредставлении налоговой отчетности». Речь идет об отчетности по форме 240.00 – это декларация по индивидуальному подоходному налогу для физлиц, у которых есть деньги на счетах в иностранных банках и имущество за пределами Казахстана. 

При этом срок, за который налоговые органы сейчас запрашивают информацию у инвесторов, начинается с 2018 года, потому что срок исковой давности по налоговым обязательствам составляет три года. 

В Комитете государственных доходов Минфина на запрос «Курсива» не ответили. Но прояснить ситуацию помогли эксперты и участники рынка. 

Один из собеседников «Курсива», знакомый с ситуацией и пожелавший сохранить анонимность, отметил, что налоговые органы не могут угрожать инвесторам, самостоятельно не сдавшим декларации, блокировкой счетов. В Налоговом кодексе эта мера, а также запрет на выезд за границу предусмотрены для индивидуальных предпринимателей и юрлиц, но никак не для физлиц. А потому, подчеркивает собеседник, требование представить отчетность «не совсем законно». 

Чтобы привлечь физических лиц к ответственности за налоговую задолженность, налоговые органы должны сначала сами ее выявить и выставить конкретную сумму налогоплательщику. 

«И если человек в течение 30 дней этого не сделает, дают еще 10 дней и только потом блокируют в случае неуплаты. Но они должны знать, сколько конкретно должен человек. Сейчас же они просто говорят сдать декларацию по форме 240.00. В какой-то мере блефуют, чтобы человек сам показал все (доходы. – «Курсив») и выплатил», – добавляет анонимный собеседник издания. 

Айдар Масатбаев, управляющий партнер сервиса Salyqtez.kz, отметил, что получателей уведомлений, возможно, определяли двумя путями: либо по наличию счета у казахстанского брокера, либо при наличии международных денежных переводов свыше $50 тыс. Первая информация могла быть получена у самих казахстанских брокеров, а вторая – у Национального банка. 

Возможность запросить информацию у брокеров налоговики получили в начале 2021 года из-за поправок в Налоговый кодекс. Профессиональные участники этого рынка подтвердили «Курсиву», что их клиенты действительно получали уведомления от органов госдоходов. 

В BCC Invest сообщили, что их «клиенты получали такие уведомления и обращений стало больше». Специалисты компании уже помогают клиентам в заполнении налоговых деклараций. 

Подтвердили информацию и во «Фридом Финанс». Председатель правления компании Сергей Лукьянов в разговоре с изданием отметил, что в последние дни клиенты обращались по поводу уведомлений, которые присылают им налоговые органы Казахстана. 

«В частности, клиентов просят сдать налоговые декларации за последние три года. По нашим данным, такие письма пришли не только нашим клиентам, а в принципе практически всем, кто занимается торговлей ценными бумагами», – рассказал Сергей Лукьянов. 

Во «Фридом Финанс», добавил собеседник нашего издания, инвестиционные консультанты «стараются помочь и объяснить клиентам, почему им приходят такие письма и что необходимо делать». 

Сергей Лукьянов также подтвердил, что в компанию периодически поступают запросы от налоговых органов и, согласно законодательству, она не имеет права их игнорировать. В статье 27 Налогового кодекса РК, напомнил он, прописана обязанность брокеров предоставлять налоговым органам по запросу информацию о наличии лицевых счетов, в том числе об остатках и движении ценных бумаг на них. 

Декларации нужны

В форме 240.00, сдать которую требуют налоговые органы, казахстанцы помимо своих имущественных доходов также декларируют наличие банковских счетов за рубежом или имущества, к примеру недвижимости, ценных бумаг или долей участия в юрлицах с зарубежной регистрацией. В случае с акциями под доходом понимают разницу между ценой их покупки и продажи. Из этого и рассчитывается налог на доход. 

Эксперты отмечают, что сдавать налоговую отчетность по зарубежному имуществу, в том числе и ценным бумагам, должны сами граждане. Ерлан Бурабаев, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана, подчеркивает, что сдача налоговой отчетности по доходам от реализации имущества в стране и за ее пределами – это обязанность казахстанцев по статье 363 Налогового кодекса. 

Схожее мнение выражает и налоговый консультант Айдар Масатбаев. 

«Если налогоплательщик, у которого в портфеле есть только иностранные ценные бумаги, должен просто их задекларировать, то налогоплательщики, которые получили имущественный доход от продажи акций и других финансовых инструментов, должны не только сдать декларацию, но и уплатить налог», – отмечает Айдар Масатбаев. 

Исключение составляют ценные бумаги, доход по которым был получен на Казахстанской фондовой бирже (KASE) или бирже МФЦА – AIX. На этих торговых площадках доход налогом не облагается. 

«Но, несмотря на то, что такие доходы освобождены от налога, декларация все равно должна быть представлена, где и будет показан доход, подпадающий под льготу», – добавляет Масатбаев. 

Действия налоговых органов по выставлению уведомлений о налоговой отчетности, по мнению собеседника «Курсива», «концептуально соответствуют требованиям налогового законодательства». 

При этом Айдар Масатбаев обращает внимание на то, что налоговые органы направляют уведомления лишь по данным о том, что человек сделал перевод на сумму более $50 тыс. на иностранный брокерский счет. Но факт такого перевода еще не говорит о том, что человек получает доходы от иностранных ценных бумаг или имеет таковые в активе. 

«Эти действия налоговых органов не совсем укладываются в требования норм нового Административного процедурно-процессуального кодекса, который установил бремя доказательства нарушения на налоговый орган. Однако, как мне известно, ни один из налогоплательщиков пока не решился обжаловать законность направления ему такого уведомления», – подчеркивает Айдар Масатбаев. 

В тени выгоднее

Налоговые органы ранее не занимались рассылками частным инвесторам уведомлений о необходимости сдать декларацию. Но теперь помимо технической возможности получать информацию у брокеров налоговикам фондовый рынок стал интересен и по другим причинам. Например – из-за его роста в 2020 году на фоне пандемии, когда ценные бумаги быстро росли в стоимости, а множество инвесторов получали на этом прибыль. 

Но сделки казахстанских частных инвесторов и на зарубежных, и на местных фондовых площадках не видны налоговикам, поскольку большинство игроков декларации не сдают. По мнению опрошенных «Курсивом» специалистов, все дело в несправедливом налогообложении. 

В казахстанском законодательстве при расчете налогов с дохода от торговли акциями учитываются только прибыльные сделки, но убытки в расчет не принимаются. 

«Если вы получили доход, то должны уплатить налог по таким операциям. Но не учитывается, что у вас могли быть убытки. Также в расчет не берутся расходы на операции – комиссии за сделки или перевод денег», – добавляет Ерлан Бурабаев из АФК. 

Сергей Лукьянов, председатель правления «Фридом Финанс», тоже обращает внимание на несправедливость действующего режима налогообложения. 

«Для наглядности приведем простой пример. Человек заработал 10 тысяч тенге на продаже одной акции и при этом потерял 10 тысяч на продаже другой. По факту он ничего не заработал, но по действующему Налоговому кодексу все равно должен уплатить налог в 10% с доходной сделки», – рассказывает Сергей Лукьянов. 

Есть, по его словам, и другие проблемы с налогообложением этой сферы. Например, нужно сделать проще и удобнее заполнение налоговой декларации. Сейчас она содержит в себе всего три строки для заполнения, и если у инвестора, например, 45 ценных бумаг в портфеле, то ему нужно будет подготовить 15 таких деклараций. 

«Необходимо продумать, какую информацию нужно вносить в декларацию, для чего она нужна и как будет использоваться налоговыми органами. Сейчас она не требует указывать даже количество бумаг», – отмечает Сергей Лукьянов. 

В результате, говорит председатель правления «Фридом Финанс», население получает «негласную установку не вкладываться в ценные бумаги, так как это заведомо невыгодно». 

«Если мы хотим сохранить то, что было построено за все эти годы, и обеспечить дальнейший рост фондового рынка Казахстана, нам нужно срочно вносить поправки в правила налогообложения доходов физических лиц от персональной инвестиционной деятельности», – подчеркивает Сергей Лукьянов. 

Путь к исправлению

И такие поправки уже подготовлены рынком. Компания EY и Ассоциация финансистов Казахстана предложили чиновникам изменить подход к налогообложению доходов физлиц от торговли на фондовом рынке. 

Главные изменения – это дать возможность инвесторам при расчете налога учитывать убыточные сделки и расходы на операции, а также переносить убытки на срок вплоть до 10 лет, как это делают за рубежом. 

Владимир Фесенко, партнер практики налоговых и юридических услуг в компании EY и один из авторов этих поправок, рассказал «Курсиву», что инициатива изменить налогообложение в этой сфере возникла еще три года назад. 

«Уже три года назад начали активно говорить налоговикам, что законодательство у нас несправедливое. Ни в одной стране СНГ такого нет, не говоря уже о западных странах. (…) В Казахстане активность граждан на рынках ценных бумаг сформировалась достаточно поздно, но правила нужно менять, потому что в нынешнем виде налог с доходов на фондовом рынке платить невыгодно. У нас были клиенты, у которых эффективная ставка налога превышала 100%, то есть человек заплатил больше, чем заработал», – отметил Владимир Фесенко. 

По мнению собеседника «Курсива», то, что налоговые органы ищут возможность заставить граждан исполнять свои обязательства по налогам, отчасти понять можно. Но в других странах, прежде чем принуждать к выплатам, говорит Владимир Фесенко, «сначала создают нормальные правила, затем мотивируют людей декларировать свои доходы, а если они этого не делают, то уже тогда заставляют». 

«У нас пошло не так. Справедливые правила не создали, но бегают и просят заплатить налоги», – подчеркнул эксперт.

Другой момент – это рассылка уведомлений клиентам казахстанских брокеров, у которых около 90% полученного инвесторами дохода приходится на местные биржи KASE и AIX, где торги налогом не облагаются. 

«В итоге десятки тысяч инвесторов получили уведомления, из которых только сотни должны что-то заплатить. Государство накладывает серьезное бремя на неподготовленных налогоплательщиков», – добавляет Владимир Фесенко. 

Предлагаемые EY и АФК правила, считает он, будут справедливее нынешних и помогут исправить ситуацию с выплатами налогов. 

«Это редкая ситуация, когда выигрывают все: государство получает налоги, а налогоплательщики могут нормально их платить», – считает собеседник «Курсива». 

Тем не менее Комитет госдоходов пока согласился не со всеми предложениями рынка. По словам Владимира Фесенко, если с зачетом убытков и расходов на операции налоговики согласились, то с переносом убытков на 10 лет – нет. 

Кроме того, налоговые органы хотят, чтобы брокеры стали налоговыми агентами по исчислению ИПН с торговли ценными бумагами. По мнению представителя EY, это «в принципе верный подход» и рынок к нему постепенно придет, но сначала нужно изменить правила уплаты налогов. 

«Если сразу принять подход КГД, то люди просто сбегут от казахстанских брокеров», – добавляет Владимир Фесенко. 

Мнение Комитета госдоходов по этому вопросу «Курсиву» неизвестно, поскольку ответ на запрос оперативно предоставлен не был. 

На рынке с предложениями учитывать и доходы и убытки при расчете налога согласны. Например, в компании BCC Invest отметили, что выступают за такое изменение налогообложения. 

Налоговый консультант Айдар Масатбаев также считает, что предлагаемые поправки могут реализовать право частных инвесторов на справедливое налогообложение. 

«Потому что 99,99% из них – это честные люди, которые в ответ на подобный жест правительства добросовестно будут исполнять свои обязательства без каких-либо уведомлений», – отмечает он. 

Схожее мнение выразил и Ерлан Бурабаев, управляющий директор АФК.

«По нашим оценкам, государство только выиграет от этого и поступления в бюджет могут достаточно хорошо увеличиться», – сказал он в разговоре с «Курсивом». 

Точных оценок поступления налогов, учитывая отсутствие открытых данных по транзакциям физлиц на зарубежные брокерские счета, сделать невозможно. 

Но если верить данным KASE, то только за 2020 год в Центральном депозитарии ценных бумаг было открыто около 17 тыс. новых счетов физлиц (и их стало 132,8 тыс.). Этот растущий тренд, при условии выхода инвесторов из тени, действительно может сулить бюджету новые поступления.