Падение потоков прямых иностранных инвестиций в глобальном масштабе в 2020 году составило 35%, страны недополучили около $500 млрд. В Казахстане обратная ситуация: прямые инвестиции иностранцев в казахстанские компании и проекты в прошлом году выросли более чем на треть.
Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) опубликовала доклад «О мировых инвестициях – 2021». По данным экспертов ООН, в 2020 году объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире обвалился до $1 трлн с $1,5 трлн годом ранее. Авторы доклада констатируют: ПИИ в 2020 году упали до уровня 15-летней давности, обогнав даже кризисное падение 2009 года.
Богатые развитые страны (на них приходится почти треть всех мировых ПИИ) в кризисном 2020-м меньше всего привлекали иностранных инвесторов, эти страны потеряли 58% прямых иностранных инвестиций, в денежном выражении это минус $437 млрд. Европейские государства лишились 80% ПИИ в прошлом году, потери Северной Америки меньше – минус 42% ПИИ.
Государства с развивающейся экономикой (примерно две трети от глобальных прямых иностранных инвестиций) пострадали не так значительно. Хотя сокращение инвестпотока в Латинскую Америку составило 45%, а в Африку – 16%, суммарный показатель для стран с развивающейся экономикой составил минус 8%. Это произошло за счет Азии, которая получила свыше $535 млрд (+4% к 2019 году). Здесь в плюсе Китай, который уже в кризисном году сумел показать экономический рост, а также продолжает политику либерализации в области иностранных инвестиций, и Индия – благодаря M&A-сделкам в IT-отрасли.
Исключительный случай
В странах с переходной экономикой (государства СНГ, Сербия, Албания, Черногория) объем прямых иностранных инвестиций в прошлом году упал вдвое – с $58 млрд до $24 млрд. Самое значительное влияние здесь оказало сокращение прямых иностранных инвестиций РФ – с $32 млрд до $10. Авторы отчета отмечают, что приток ПИИ в Россию снизился как в результате пандемии, так и низких цен на нефть, которые подорвали интерес инвесторов к нефтяному сектору.
Положительную динамику прямых иностранных инвестиций среди стран с переходной экономикой показали только Беларусь, Черногория и Казахстан. Аналитики UNCTAD назвали ситуацию с ПИИ в казахстанскую экономику исключительным случаем (стоит оговориться, что в докладе UNCTAD речь идет о чистых прямых иностранных инвестициях). Страна получила $3,9 млрд, или плюс 35% к показателю 2019 года ($2,8 млрд). Хотя предварительный прогноз из прошлогоднего доклада о мировых инвестициях не предвещал ничего хорошего: в 2020 году Казахстан мог недосчитаться 38% поступающих ПИИ.
«Рост инвестиций в горнодобывающую промышленность, транспорт, финансовые услуги, телекоммуникации и энергетику компенсировал снижение притока инвестиций в строительство, металлургию и торговлю, которые особенно пострадали от последствий пандемии. Большая часть прямых иностранных инвестиций в крупную нефтедобывающую отрасль страны была связана с компанией Chevron (США), участвующей в крупном проекте на Тенгизе, который, как ожидается, будет завершен к 2022 году. В рамках международных сделок был введен в эксплуатацию завод по производству автобусов QazTechna (город Сарань Карагандинской области) с участием китайского капитала. За счет китайского инвестора в 2020 году было начато строительство завода по производству резины и шин DoubleStar (также Сарань)», – говорится в докладе UNCTAD.
Осторожные прогнозы
По предварительным оценкам авторов доклада, в 2021 году глобальные потоки ПИИ начнут частичное восстановление, увеличившись на 10–15% по сравнению с 2020 годом.
«Текущие прогнозы предполагают, что в 2022 году прямые иностранные инвестиции вырастут еще на 15–20%, до $1,4 трлн. Этот сценарий возможен при условии дальнейшей стабилизации ситуации в здравоохранении и экономике в течение следующих двух лет. Пессимистичный вариант развития событий отражает возможность нулевого роста – около $1,2 трлн в течение 2021 и 2022 годов», – пишут в докладе экономисты UNCTAD.
Перспектив роста ПИИ для стран с переходной экономикой эксперты ООН в 2021 году не видят – в докладе отмечается, что прямые инвестиции в эту группу стран сокращались в течение нескольких лет в результате экономических санкций в отношении Российской Федерации и низких перспектив роста в регионе. Но в перспективе позитивными факторами для инвесторов могут стать эффективная вакцинация, увеличение мирового спроса на сырьевые товары и ослабление региональной и международной геополитической напряженности.