Как в Казахстане будут взимать налоги с розничных игроков фондового рынка

Опубликовано
Госорганы разошлись во мнении по предложению учитывать при платежах убытки

Министерство национальной экономики, ответственное за налоговую политику в стране, считает снижение индивидуального подоходного налога розничных инвесторов за счет убытков перекладыванием их просчетов на государство. В Комитете госдоходов, по словам участников рынка, с предложением учитывать убытки согласились, но только при условии, что брокеры станут налоговыми агентами.

Невыгодный налог

Примерно полтора месяца назад тысячи казахстанцев, которые инвестируют на отечественном и зарубежных фондовых рынках, начали получать уведомления от налоговых органов. В них просят сдать налоговую отчетность по форме 240.00, это декларация по ИПН для физлиц, у которых есть деньги на счетах в иностранных банках и имущество за пределами Казахстана, в том числе и ценные бумаги. В Казахстане такие декларации физлица должны заполнять сами и выплачивать налог с полученных за рубежом доходов.

Сейчас рассылкой уведомлений налоговые органы пытаются вынудить розничных инвесторов, торгующих на зарубежных биржах, показать свои активы и выплатить ИПН с доходов, которые были получены при продаже ценных бумаг.

Раньше государство не занималось такими рассылками. Сделки местных розничных инвесторов не были видны налоговикам, а потому понять, кому посылать уведомление с просьбой заполнить декларацию, было невозможно.

Все изменилось в начале 2021 года, когда у налоговых органов – после поправок в Налоговом кодексе – появилась возможность запрашивать у брокеров информацию о держателях брокерских счетов и об остатках на них.

В Комитете государственных доходов отметили, что теперь, после получения данных от «уполномоченных государственных органов и организаций, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика», был проведен камеральный контроль по имущественному доходу. В итоге 609 физических лиц исполнили свои налоговые обязательства и задекларировали ИПН к уплате на сумму 165 млн тенге.

Большинство розничных инвесторов декларации по подоходному налогу не сдают, хотя это и прописано в законодательстве. Все дело, по мнению экспертов, в несправедливом налогообложении. Дело в том, что в казахстанском законодательстве при расчете ИПН с дохода, полученного от торговли на фондовом рынке, учитываются только прибыльные сделки, при этом убытки в расчет не принимаются.

«Если вы получили доход, то должны уплатить налог по таким операциям. Но не учитывается, что у вас могли быть убытки. Также в расчет не берутся расходы на операции – комиссии за сделки или перевод денег», – отмечал Ерлан Бурабаев, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана, в разговоре с «Курсивом».

Из-за таких законодательных норм инвесторам невыгодно показывать свои доходы: им приходится платить ИПН по прибыльным сделкам, хотя убытки могут быть выше всего полученного дохода.

Чтобы исправить ситуацию, эксперты компании EY вместе с АФК предложили поправки в налоговое законодательство. Одними из главных предложений стали совмещение прибылей и убытков от торговли на фондовом рынке и возможность переносить убытки на срок вплоть до 10 лет, как это делают за рубежом.

Владимир Фесенко, партнер практики налоговых и юридических услуг в компании EY и один из авторов этих поправок, отмечал в разговоре с «Курсивом», что Комитет госдоходов на встречах с экспертами в целом согласился с необходимостью учитывать убытки и расходы на операции при расчете ИПН, но с переносом убытков на 10 лет – нет. По его словам, налоговые органы хотели, чтобы брокеры стали налоговыми агентами по исчислению ИПН с торговли ценными бумагами. По мнению представителя EY, это, «в принципе, верный подход», к которому рынок постепенно придет, но сначала нужно изменить правила уплаты налогов. 

«Если сразу принять подход КГД, то люди просто сбегут от казахстанских брокеров», – отмечал Владимир Фесенко.

«Не поддержано»

В самом Комитете госдоходов от комментариев по этой теме воздержались, напомнив, что исполнение обязанности по уплате налогов – это «конституционная обязанность каждого гражданина».

«Физические лица, получившие доход от реализации ценных бумаг как в Казахстане, так и за его пределами, обязаны представить декларацию по ИПН вне зависимости от того, что в результате применения корректировок и вычетов не возникнет облагаемый доход и, соответственно, ИПН к уплате», – сообщили в КГД.

В ответе на запрос «Курсива» КГД сослался на Министерство национальной экономики, которое занимается регулированием налоговой политики. В Миннацэкономики редакции сообщили, что на данном этапе предложение EY по учету убытков на фондовом рынке и их переносу при расчете ИПН «не поддерживается».

«Понятие убытка предполагает превышение расходов над доходами, возникшее в результате осуществления производственной деятельности. Тогда как доходы от реализации ценных бумаг относятся к пассивным доходам. При этом учет доходов и расходов физическими лицами не ведется, соответственно, убытки от них не могут учитываться в последующем», – отметили в Миннацэкономики.

В ведомстве напомнили, что к началу 2021 года в Центральном депозитарии ценных бумаг числился 132 861 лицевой счет физлиц, что на 15,1 тыс. больше, чем к началу 2020-го.

«То есть даже в пандемию и кризис и при действующем налоговом законодательстве есть заинтересованность», – подчеркнули в МНЭ.

При этом в министерстве считают, что при торговле на бирже важен расчет, для которого нужны знания и квалификация.

«И в данном случае снижение налога за счет убытков – это перекладывание своего просчета на государство. Это неправильно», – подчеркнули в Миннацэкономики.

Отдельно в министерстве обратили внимание на то, почему «именно брокеры поднимают этот вопрос»: по мнению чиновников, они прямо заинтересованы.

«На самом деле эта норма как реклама. Она даст возможность брокерам заявлять, что такие доходы не будут облагаться налогом – приходите, инвестируйте. И не важно, сколько будут зарабатывать инвесторы. Брокеры всегда получают свою комиссию. Поэтому данный вопрос не поддержан», – отметили в МНЭ.

Рынок заинтересован

Однако эксперты и брокерские компании смотрят на ситуацию иначе. В Jusan Invest в разговоре с «Курсивом» подчеркнули, что «позитивно относятся» к инициативе по совмещению учета прибылей и убытков, возникающих у физических лиц на рынках ценных бумаг, равно как и к другим реформам налогового законодательства на рынке ценных бумаг, в том числе по зачету налогов, уплаченных в иных юрисдикциях.

Схожую позицию – согласие с предложением учитывать и прибыли, и убытки при расчете налогов с торговли на фондовом рынке – выразили и другие брокерские компании. В их числе, например, «Фридом Финанс» и BCC Invest.

Эксперты Deloitte в Казахстане в комментарии для «Курсива» отметили, что по налогообложению доходов физлиц казахстанское налоговое законодательство «уступает отдельным зарубежным странам».

Во многих иностранных юрисдикциях, объясняют в Deloitte, физлицам доступны вычеты на расходы, которые возникают в связи с получением доходов. В Казахстане граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями, за редким исключением могут уменьшить налогооблагаемый доход на сумму расходов, понесенных в связи с получением такого дохода.

Например, вычет расходов на приобретение имущества доступен только при получении дохода от продажи такого имущества с приростом, при этом требуется документальное подтверждение понесенных расходов. При получении других доходов вычет расходов не предусмотрен.

Казахстанская налоговая система, по мнению экспертов Deloitte, во многом осложнена еще и тем, что требуется наличие подтверждающих документов по всем видам доходов и расходов. В век цифровизации и разнообразия инструментов, доступных физическим лицам для электронных инвестиций, зачастую может просто не существовать документов в том формате, который требуется местным законодательством.

«Это приводит к колоссальному административному бремени для физлица, в конкретном случае – для торгующего акциями через брокера за границей, где инвестиционный портфель может содержать более 100 наименований», – отметили в Deloitte.

Отдельно в компании подчеркнули, что в казахстанском Налоговом кодексе нет оснований для вычета убытка при определении налогооблагаемого дохода физлица. В США, например, при налогообложении учитывается итоговый результат всех сделок по купле-продаже ценных бумаг.

Неоднозначность некоторых положений Налогового кодекса Казахстана и негативные налоговые последствия для физлиц, в том числе и невозможность зачитывать убытки при выплате ИПН по доходам от инвестиционной деятельности, могут «пагубно воздействовать на желание граждан вести инвестиционную деятельность».

Читайте также