Как NFT влияет на современный арт-рынок
Общий объем продаж NFT (невзаимозаменяемых токенов) за первые шесть месяцев 2021 года вырос почти до $1,3 млрд, пишет в своем отчете Nonfungible.сom — сайт, который отслеживает цифровые активы в режиме реального времени. Для сравнения: в 2020 году продажи NFT составили $250 млн, что в четыре раза больше, чем в 2019-м — то есть рынок переживает настоящий бум. Рассказываем о самых высоких ценах на NFT, самых продаваемых художниках и самых солидных покупателях.
История вопроса
Считается, что развитие этого рынка началось в 2017 году, когда появилась альфа-версия первого маркетплейса NFT-искусства OpenSea. В следующем году были созданы еще две площадки – SuperRare и Nifty Gateway. Потом появятся еще несколько десятков похожих платформ, но далеко не все из них будут успешными.
Настоящий толчок дала пандемия, когда в онлайн вынужденно ушли все, в том числе известные аукционные дома, и, стремясь расширить аудиторию, оценили новую технологию.
«Курсив» уже писал о том, что 11 марта этого года на аукционе Christie’s за $69,3 млн ушел с молотка NFT-объект художника Beeple – коллекция его работ Everydays: The First 5000 Days.
Beeple, Everydays: The First 5000 Days. Фото: Christie’s
Эта продажа стала самой крупной сделкой на рынке NFT в истории и вдохновила других авторов на создание NFT-токенов: на следующий день после аукциона Christie’s российский художник-каллиграф Покрас Лампас выставил на криптоаукционе NFT своей работы Transition.
«Хотел сделать свой первый #NFTs дроп символичным, — написал Лампас в Instagram, — поэтому выбрал проекцию своего полотна на Чиркейскую ГЭС, крупнейшую гидроэлектростанцию на Северном Кавказе. Работа, оригинал которой написан на холсте, оцифрован и скорректирован для проекции, после спроецирован на физический объект, снова оцифрован и в итоге продаётся в виде виртуального токена за этериум, на производство которого тратится та самая электроэнергия. Мне кажется, что всё идеально сошлось!».
Все на самом деле сошлось идеально: торги на площадке Foundation принесли Покрасу Лампасу $28,7 тыс.
Фото из Instagram-аккаунта Покраса Лампаса
Возвращаясь к известным аукционным домам: через месяц после торгов Christie’s другой старейший дом – Sotheby’s выставил NFT-объекты художника Pak. Общий итог торгов — $16,8 млн. Еще пара недель — и на аукционе Phillips за $4,1 млн продается NFT-работа Replicator художника Mag Dog Jones. С тех пор торги с NFT перестали быть чем-то из ряда вон выходящим и проводятся более-менее регулярно.
Что это такое вообще продают?
Как не раз говорил в разных интервью известный российский галерист Марат Гельман, NFT – это революция в мире цифрового искусства. Потому что решает давно существующие проблемы: авторства (первоисточника) и подделок.
Как можно было раньше оценить достоинства и уникальность цифровой работы, если она была в прямом доступе в Интернете, и ее можно было скопировать, а при желании – и дополнить своими собственными «художествами»? Теперь же NFT, Non-Fungible Token («невзаимозаменяемый токен») может служить своеобразным цифровым сертификатом для уникального объекта, в том числе для произведения искусства. NFT-токен невозможно подделать, обменять или поделить на части. Он, как коллекционная монета, в своем роде уникален. То есть благодаря NFT авторы наконец могут ставить «подпись», «печать», словом — удостоверять подлинность своего произведения. И, соответственно, на нем зарабатывать.
Таким образом, NFT-токен содержит: сам арт-объект, информацию об его авторе и его данные – номер кошелька в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа). То есть в один объект «зашито» и само произведение искусства, и права на него, обойти которые не удастся.
Топ-5 самых дорогих NFT-арт-объектов
В мае 2021 года лондонская компания ArtTactic, которая занимается исследованиями и анализом данных для арт-рынка, выпустила отчет о продажах NFT-токенов — NFT Art Market Report.
Аналитики ArtTactic поделили рынок на две части: первый – «площадки с открытым доступом», где продают все и продается всё, и «кураторские платформы», где происходит строгий отбор. В первую категорию попала платформа OpenSea, во вторую — Nifty Gateway, SuperRare, Foundation, и, конечно, аукционные дома, занимающиеся NFT-артом.
В первой двадцатке самых дорогих предметов NFT-искусства, проданных на всех платформах в 2020-2021 годах, лидирует, как и следовало ожидать, работа художника Beeple Everydays: The First 5000 Days с ее «ценой по молотку» в $62,5 млн.
Следующий в списке – студия Lavra Labs: вторая продажа NFT аукционом Christie’s составила $16,9 млн. Что продали? Девять редких невзаимозаменяемых токенов, привязанных к аватарам из коллекции CryptoPunks – это где люди, инопланетяне, обезьяны и прочие.
На третьем месте снова Beeple: в конце февраля 2021 года его NFT-токен с экс-президентом США Дональдом Трампом, лежащим посреди мусора, перепродали на Nifty Gateway за $6,6 млн. Перепродали – потому что сам художник продал его на той же платформе в декабре 2020-го за $582 тыс. И этот арт-объект – очень интересный пример больших возможностей цифрового искусства по сравнению с обычным: если бы Трамп победил, NFT бы изменился и на нем бы был Трамп в короне, похожий на олимпийского бога, шагающий сквозь огонь.
И на четвертой позиции в списке – снова Beeple с очень эффектной картиной Ocean Front: $6,6 млн. Вырученные средства художник обещал передать для борьбы с изменением климата.
Ocean Front. Работа художника Beeple. Фото с сайта forklog.com
На пятом месте — цифровой портрет Эдварда Сноудена, составленный из вырезок из судебных документов с иском о нарушении американского законодательства Агентством национальной безопасности США. Бывший сотрудник АНБ и ЦРУ выставил свой первый невзаимозаменяемый токен с говорящим названием Stay Free на платформе Foundation. «Цена по молотку», за которую ушел лот — $5,4 млн.
Интересный момент: согласно отчету ArtTatric, 74 % выручки от топ-20 продаж NFT-арта за все время существования NFT принадлежат аукционным домам Christie’s, Sotheby’s и Phillips.
Кто это вообще покупает?
Тот самый – самый дорогой NFT-токен в истории купил Вигнеш Сундаресан (Vignesh Sundaresan), генеральный директор консалтинговой компании Portkey Technologies и соучредитель фирмы криптоматов Bitaccess. Во время торгов он выступал под псевдонимом Metakovan, но позже решил открыть свое имя – по его словам, чтобы «показать индийцам и другим people of color («цветным»), что они тоже могут быть покровителями искусства, а криптовалюты – это сила, которая уравняет Запад и остальной мир».
В интервью CNBC Сундаресан сказал, что не сожалеет о том, что потратил $69 млн на то, что многие называют просто JPEG-файлом. По его мнению, рост числа невзаимозаменяемых токенов знаменует собой новую эру, когда технологии позволили художникам и коллекционерам по всему миру осуществлять покупки и продажи произведений искусства «более легко и демократично».
Четвертый по стоимости лот, картина Ocean Front художника Beeple досталась основателю стартапа Tron Джастину Сану. Она стала первым NFT созданного им фонда JUST NFT Fund – для художников и произведений искусства в виде невзаимозаменяемых токенов стоимостью от $1 млн. Через пару месяцев после этой покупки он приобрел на Christie’s картины Пикассо и Энди Уорхолла — за $22 млн. И сообщил, что намерен сделать из них NFT.
Работа Бэнкси Morons (White). Иллюстрация с сайта hashtelegraph.com
Главное — чтобы полотна великих мастеров сохранились не только в виде NFT-токенов, но и в физическом.
Недлинная история рынка цифрового искусства знает пример, когда во время токенизации оригинал был уничтожен: в марте этого года блокчейн-компания Injective Protocol купила в галерее Tagliatella Gallery (Нью-Йорк) работу известного мастера стрит-арта Бэнкси Morons (White) за $95 тыс, а затем сожгла ее в прямом эфире в Твиттер-аккаунте BurnBanksy.
Как оказалось, это действие было частью процесса превращения работы Бэнкси в NTF-токен, который вскоре был представлен на платформе OpenSea. По заявлению компании, это был первый случай в истории, когда реальное произведение искусства было превращено в цифровой актив. Если учесть, что изобразил Бэнкси на этом трафарете – аукцион, где участники спорят за картину с надписью I can’t believe you morons actually buy this sh*t («Не могу поверить, что вы, кретины, на самом деле покупаете это») – очень символично.
Пятый лот в списке – портрет Эдварда Сноудена — ушел анонимному покупателю под псевдонимом PleasrDAO. Вырученные средства пойдут на развитие фонда Freedom of the Press Foundation, созданного Сноуденом. Фонд выступает за свободу слова в журналистике.