Что представляет собой курс Токаева

Опубликовано
Руководитель направления Kursiv Research
В своем третьем послании второй президент говорил о развитии в посткризисный период

Третье по счету послание президента РК Касым-Жомарта Токаева было наполнено многочисленными повторами на социально-экономические темы.

Экономика Казахстана восстанавливается после коронакризиса, но внешне- и внутриэкономическая ситуация все еще неустойчива, и поэтому предлагаемые в послании меры больше напоминают комплекс реабилитационных мероприятий, которые пациенту прописывают после тяжелой болезни: минимум острого и тяжелого (политическая модернизация, реформа госсектора), больше оздоравливающих и укрепляющих процедур (небольшие регуляторные изменения и стимулы).

Из нового – президент поручил правительству выработать свод правил по управлению государственными финансами, раскритиковал правительство за плохую борьбу с инфляцией и распорядился повысить минимальную заработную плату (МЗП). Большая часть предложенных мер – предсказуемое продолжение курса, начатого задолго до президентства Токаева.

Бюджетное правило плюс контроль цен

Все поручения президента Токаева в экономическом блоке послания-2021 можно свести в четыре группы: управление государственными финансами и бюджетом, регулирование бизнеса, поддержка бизнеса и поддержка населения.

Ожидаемый посыл в посткризисный период – необходимо оптимизировать бюджет и сокращать дефицит, а также изъятия из Национального фонда РК. В 2020 году Нацфонд профинансировал 29% всех расходов госбюджета. При этом после полутора лет кризиса и шести лет активных трат резервов объем Нацфонда максимально приблизился к минимально допустимому значению – 30% от ВВП.

В послании президент Токаев поручил ускорить внедрение бюджетного правила, разработав «свод правил по управлению государственными финансами, госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом». Поручение было адресовано правительству и Нацбанку, которые должны подготовить соответствующие поправки до конца этого года. 

Задача подчинить государственные расходы набору принципов и правил крайне сложна прежде всего политически. Если в стране появится документ, четко фиксирующий основные правила и ковенанты формирования расходной части бюджета, это будет в первую очередь сковывать президента, который не сможет время от времени пускать дополнительные средства из НФ на статусные мероприятия, индустриальные проекты и даже на поддержку многодетных семей. В итоге Токаев лишит себя одного из важнейших политических инструментов, которые оставил ему в наследство первый президент РК Нурсултан Назарбаев

Если же от четких формулировок в итоговом документе удастся уйти, то непонятно, зачем разрабатывать такой документ: большого пропагандистского эффекта такие инициативы не дают, лишь небольшая часть профессиональных наблюдателей внесет еще одну запись в длинный список прогрессивных инициатив, которые превратились в реформы-имитации.

В послании Токаев в очередной раз посетовал на «чрезмерное присутствие государства в экономике», которое проявляется как через коррупцию, так и через незаконное лоббирование. «Почему отдельные госпредприятия работают в убыток, а первые руководители не несут ответственности?» – задался вопросом президент и поручил строго контролировать процесс приватизации. 

Президент констатировал, что одним из результатов господдержки объемом в 6,3 трлн тенге стало появление избыточной денежной массы. «Мы столкнулись с неконтролируемым ростом инфляции, – следом за этим заявил Токаев. – А правительство оказалось бессильным перед ним». Если называть вещи своими именами, то президент признал, что правительство само создало себе неприятности.

Президент напомнил, что главная задача Нацбанка и правительства — возвращение инфляции в коридор 4–6%. После этого он перечислил часто повторяющийся (особенно в спичах министра торговли Бахыта Султанова) набор инструментов борьбы с ценами: оптово-распределительные центры, «доступ на рынок мелких сельхозтоваропроизводителей», «недопустимость монополизации».

Новым было его поручение «обеспечить единый контроль над ценами на продукты начиная от производителя». Однако Токаев имел в виду не фиксированные цены, а лишь разграничение зон ответственности государственных органов, функции которых сейчас дублируются.

Еще одна регуляторная новация – единый платеж с фонда оплаты труда (ФОТ) для малого и микропредпринимательства, внедрение которого должно привести к снижению суммарной налоговой нагрузки на ФОТ с 34 до 25% и вывести часть зарплат из тени. 

Токаев повторил установку в отношении банковского сектора: снижать долю стрессовых активов, не помогая банкирам. Практика последних лет показывает, что совсем без помощи обойтись невозможно. Сложно выполнимым кажется и другое его поручение: «вернуть замороженные активы в экономический оборот», но «на рыночной основе». Над этой задачей до нового года будет работать Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК. 

Минималка на максималках

Поскольку последние полтора года госсектор РК провел под знаком поддержки бизнеса, в послании этому было посвящено немного. Токаев объявил, что продляет на 2022 год срок действия программ «Экономика простых вещей» (должна была завершиться в 2021 году) и «Дорожная карта бизнеса» («ДКБ-2025» принята в декабре 2019-го и рассчитана до 2025 года) с общим финансированием в 1 трлн тенге.

Правительство будет поддерживать национальный бизнес через поддержание дешевых цен на сырье. «Требуется внедрить простое правило: цена сырьевых товаров для отечественной промышленности должна быть доступной, а объем – достаточным», – продекларировал Токаев. По-видимому, практика, при которой в целях поддержания низких цен для производителей готовой продукции будет ограничиваться экспорт сырья, будет использоваться и далее.

Главная мера поддержки населения, анонсированная в послании, – повышение МЗП с 42 500 тенге до 60 000 тенге (на 41%) с 1 января 2022 года. По оценкам Акорды, мера коснется более 1 млн человек, а эффект на ВВП составит +1,5% за счет увеличения внутреннего потребления. «Одновременно следует отойти от неуместного использования МЗП в качестве расчетного показателя в налоговых, социальных и других сферах», – подчеркнул глава государства. Токаев поручил разработать набор стимулов для предприятий, где повышают зарплаты сотрудникам, за счет внедрения налоговых льгот работодателям и облегчения механизма государственных закупок для таких компаний.

chto-predstavlyaet-soboj-kurs-tokaeva (3).jpg

Токаев пообещал, что в ближайшие три года правительство будет ежегодно повышать зарплаты гражданским служащим (600 тыс. человек) на 20% в год.

Еще одно предложение касается использования пенсионных денег. «Я уже отметил положительную динамику инициативы по досрочному использованию пенсионных накоплений. Она также подтолкнула людей требовать у работодателей оплаты, что называется, вбелую, – объяснил Касым-Жомарт Токаев. – Для поддержания данной тенденции считаю необходимым разрешить перечисление части пенсионных накоплений выше порога достаточности на счет в Отбасы банк для последующей покупки жилья». Воспитательная цель новации – научить казахстанцев сберегать.

Решение вполне логично, учитывая то, каким было первое действие Токаева: разрешить использовать «избытки» пенсионных накоплений для приобретения жилья, в том числе в ипотеку и через механизм жилстройсбережений (оператор Отбасы банк). Теперь гражданам разрешается использовать пенсионные накопления не только при покупке недвижимости, но и в процессе формирования сбережений, которые в будущем станут первоначальным ипотечным взносом.

Многие наблюдатели ожидали, что президент воспользуется случаем и отправит не справившееся с ростом инфляции и мало продвинувшееся в плане диверсификации экономики правительство в отставку. Однако кабинет премьер-министра Аскара Мамина устоял. Объективности ради, в период, когда экономика находилась в кризисе (со II квартала 2020 года по I квартал 2021 года), правительство Мамина прилагало стандартный для многих стран набор антикризисных инструментов и получило стандартные же макроэкономические эффекты в виде опережающего роста в промышленных секторах и строительстве, а также более высокой потребительской инфляции.

Общий язык

Третье по счету послание второго президента еще раз показало, что представляет из себя курс Токаева. В первую очередь это курс очень последовательной преемственности политики Нурсултана Назарбаева, включая его подходы к структурированию общественно-политической повестки и даже проверенные риторические приемы.

Как и в посланиях Назарбаева, Токаев начинает с экономики, уделяя много внимания поддержке бизнеса и регуляторным новациям. Осталась на месте и модернизационная повестка – создание новых производств, развитие Индустрии 4.0 и цифровизация. Ближе к концу послания затрагиваются темы человеческого капитала (как правило, все ограничивается повышением зарплат учителей, медиков и госслужащих). В самом конце внимания удостаивается политическая реформа, демократизация и защита прав человека.

В посланиях Назарбаева, когда речь заходила о межэтнике и языковом вопросе, президент разделял месседжи (на казахском говорил о важности развития казахского языка и демонстрировал приверженность традициям, а на русском – о ценности межэтнического мира и согласия).

Токаев выдерживает преемственность и в этом. По-казахски он продекларировал, что казахский язык – государственный и его сфера применения расширяется. «Нет никаких оснований полагать, что поле казахского языка слишком ограничено», – резюмировал он. «Русский язык обладает статусом официального языка. Его использованию согласно нашему законодательству препятствовать нельзя», – прибавил он затем по-русски. 

К сожалению, в послании глава государства ничего не сказал о трагедии в Таразе, которая произошла 26 августа. В результате пожара и взрывов на складах инженерно-саперной бригады Вооруженных сил РК, расположенной на разъезде Кайнар Жамбылской области, примерно в 25 км от границ областного центра Тараз с 360-тысячным населением, погибли 15 человек, получили ранения и травмы около сотни. Большую часть тяжело пострадавших составили пожарные, которые, по предварительным данным и свидетельствам самих пожарных в СМИ, принялись бороться с огнем, получив уверения военных в том, что ничего взрывоопасного на складах нет. На третий день после трагических событий, 29 августа, в Казахстане был объявлен траур.

После второго за три года происшествия на военных складах (в июне 2019 года из-за пожара взорвались склады в Арысе, город с 74-тысячным населением был эвакуирован) в отставку был отправлен министр обороны Нурлан Ермекбаев. Его сменщиком стал первый заместитель и начальник главного штаба генерал-лейтенант Мурат Бектанов, де-факто второй человек в паре с министром обороны, отвечавший за состояние армии в последние три года.

Новый министр был в зале, где президент зачитывал послание, однако его сфера президентского внимания почти не удостоилась. Токаев вспомнил об армии лишь раз, когда говорил об усложнении обстановки в регионе после прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» (запрещено в РК) и необходимости укреплять обороноспособность и повышать оперативность реагирования на угрозы. «Мы должны готовиться к внешним шокам и наихудшему варианту развития событий», – сказал президент.

Перенос фокуса за периметр национальных границ хорошо объясним: о том, как слабая обороноспособность генерирует внутренние шоки, и без президента много говорили после 26 августа.

Читайте также