С 16 сентября казахстанцы могут оценить лучший блокбастер года, грандиозную картину, способную вернуть зрителей в кинотеатры по всему миру – новый фантастический фильм Дени Вильнева «Дюна». Это кино потрясающей красоты, религиозной мощи и содержания и с самым роскошным кастом, который только можно представить.
Фильм Вильнева ждали очень давно – премьеру откладывали из-за злосчастного коронавируса, к тому же считалось, что над этим культовым романом американского писателя Фрэнка Герберта, выпущенного в 1965 году, будто бы висел злой рок. Говорили, что произведение не создано для большого экрана – то ли слишком колоссальное для него, то ли чрезвычайно литературное. Во всяком случае, все его киноэкранизации не удались, они не были завершены или оказались провальными. К примеру, чилийский гений Алехандро Ходоровски задумывал снять по роману 12-часовой, а то и 14-часовой проект, в котором намеревался собрать весь цвет искусства от Сальвадора Дали и Орсона Уэллса до Мика Джаггера и Pink Floyd. Естественно, у него этого не вышло – это так и осталось безумной, хоть и очень притягательной идеей.
Не получился проект и у американского гения – Дэвида Линча, он-то в отличие от Ходоровски фильм снял, все $42 млн освоил, но в итоге поругался с продюсерами и убрал свое имя из титров – не был согласен с финальным монтажом, который, говорят, сократили на час. Всем было интересно, что же получится у канадца? Покорится ли Вильневу большая кинофантастика? Или он, как и его коллеги, лишь подтвердит проклятье, висящей над «Дюной»? На удивление, Дени Вильнев справился с этой гигантской задумкой и довольно сложным материалом легко и сумел доказать, что не зря его стали называть главным кинофантастом Голливуда, да простит нас другой великий канадец — Джеймс Кэмерон, продолжения его «Аватара» мы тоже ждем с нетерпением.
Шумная премьера «Дюны» состоялась на недавнем 78-м Венецианском кинофестивале, билетов было не достать даже кинокритикам, но аудитория, посмотревшая картину на острове Лидо, где все это происходило, разделилась на два лагеря: одни были в полнейшем восторге, другие назвали фильм «бесконечно красивым и невероятно пустым». Они окрестили ленту «самым длинным первым актом в истории» (имея ввиду, что в картину вошла лишь половина книги) и упрекали в том, что она «слишком бедна на события». Люди, которые ждут от «Дюны» только лишь эпичных схваток, да чтобы посмешнее, да поживее, наверное, разочаруются, но зрелая аудитория, кажется, способна оценить фильм по достоинству. Ведь это кино о взрослении, инициации и принятии своей судьбы, пусть мечтал ты совсем о другом. Если сравнить обе киноленты, стартовавших близко друг к другу — несуразную и глупую «Легенду о Зеленом Рыцаре», рецензия на которую выйдет на Kursiv.kz 19 сентября, и великолепную «Дюну», то видна колоссальная разница. Понятно, какую картину снимал мальчик, а какую взрослый муж. Хотя оба фильма вроде о становлении молодого мужчины, но какой непреодолимый барьер между ними. В пользу «Дюны», разумеется.
Немаловажный факт – когда смотришь трейлер Вильнева в голове рисуется одна история, но надо сказать, что в фильме она совершенно другая. Наиболее захватывающие сцены в трейлер, к счастью, не вошли. Режиссер сумел заинтересовать аудиторию, не показав в своем тизере главное.
Итак, по сюжету, действие происходит в отдаленном будущем. На пустынной планете Арракис, на которой, кажется, нет ни капли воды, добывается супер-пряность, которая обладает чудодейственными свойствами — при помощи нее можно захватить всю Вселенную, ведь это одновременно и источник энергии, и способ управлять другими. Добывать вещество трудно – мешают гигантские черви и чудовищный климат, плюс множество врагов, которым не нужны конкуренты. Хотя император отдал планету семье Атрейдесов с этим многие не согласны и пытаются исправить. В итоге младшему из клана — Полу (его играет Тимоти Шаламе) придется сразиться не только за будущее семьи и своего народа, но и за все человечество, «но выживут лишь те, кто способен покорить свой страх».
Несмотря на это поверхностное описание, изложенное в официальном синопсисе и достойное, пожалуй, лишь глянцевых журналов, картина Вильнева получилась глубокой, медитативной и завораживающей. Все два часа и сорок минут зритель пребывает в перманентном эстетическом восторге. Сначала от силы и мощи природы и «нашей» необъятной Вселенной (пусть это и выдуманный мир, но большая часть живописных пейзажей, не компьютерного происхождения, а сняты на живой натуре). Затем — от сокрушительной силы стихии, которая может снести все в одну секунду и превратить все сущее в пыль и песок. Зритель поражается бесстрашию Атрейдесов и наслаждается — то эпичными схватками, то величественным видом разного рода войск. Не зря ведь в древности военной форме придавали большое значение. Оказывается, при создании кинокостюмов специалисты «Дюны» вдохновлялись военной униформой и перебрали всех -от тамплиеров до Романовых и воодушевлялись не только живописью Тициана, Караваджо, Гойи и высокой модой вроде бренда Balenciaga, но и провели немало времени, изучая одежду кочевых народов, живущих в пустыне. Оно и видно, ведь «Дюна» — настоящий фэшн-парад в песках, в самом лучшем смысле этого слова, ведь он вызывает трепет и восхищение.
Когда смотришь «Дюну» понимаешь, что всю свою жизнь Вильнев готовился именно к этой картине – она его лучшее достижение на данный момент. Если вам хорошо знаком киномир Дени Вильнева, то в «Дюне» можно увидеть какие-то элементы и из его психологически точного «Врага», и из его кровавого «Сикарио» (в нашем прокате фильм шел под названием «Убийца»), и из его атмосферного «Прибытия» (получившего, к слову, в 2016 году восемь номинаций на «Оскар» и одну статуэтку — за лучший монтаж звука), и из его визуально роскошного «Бегущего по лезвию 2049». Но это не цитирование себя, а эволюционировавшие образы и мысли режиссера. Видно как он вырос из автора незаурядных авторских фильмов и зрелищных криминальных триллеров в специалиста, который может создавать миры. В каком-то смысле Пол Атрейдес — его альтер-эго, несмотря на свои 53 года, Вильнев будто бы все еще был пацаном и только теперь официально стал в Голливуде главным специалистом по умной фантастике.
Естественно, что короля делает свита — над фильмом работали признанные мастера. Во-первых, это сценаристы Эрик Рот и Джон Спэйтс. У первого в фильмографии «Форрест Гамп» и сотрудничество со многими режиссерами, с тем же Скорсезе – он написал сценарий к его новому фильму «Убийцы цветочной луны», у второго – работа над сценариями к разных фантастических фильмов от «Пассажиров» до маревловского «Доктора Стрэнджа». Оператором «Дюны» выступил опытный и разноплановый мастер, австралиец Грег Фрейзер. Он снимал и с Бигелоу, и с Адамом Маккеем, успел поработать над «Мандалорцем» и новым «Бэтменом».
Еще раз отметим работу потрясающего художника-постановщика Патриса Верметта, который работает с Вильневом еще с «Прибытия», а также художников по костюмам: Жаклин Уэст (она сотрудничала и с Терренсом Маликом, и с Финчером, и со Скорсезе) и Роберта Моргана (он трудился, например, над «Началом»). Завершает этот славный список самый эпичный кинокомпозитор, умеющий писать грандиозную музыку Ханс Циммер.
А теперь к главному – к великолепному актерскому составу. Обычно, фильмы с пышным кастом получаются недоразумением, звезд будто бы берут, чтобы привлечь максимальное внимание к заранее неудачной картине. С «Дюной» — совершенно другая история, здесь много потрясающих актеров и все они на своем месте.Разумеется, что одна из причин успеха ленты – это главный представитель молодого кинопоколения, который растет на наших глазах — Тимоти Шаламе, успевший поработать и с Лукой Гуаданьино, и с Вуди Алленом, и с Уэсом Андерсеном. Выбор его на роль героя, который на глазах у нас превращается из астеничного юноши в крепкого и смелого мужчину, крайне удачен. Он будто бы новый маскулинный стандарт — мужественный, но при этом нежный и ранимый, способный вершить великие дела без токсичной мужской бравады, он способен испытывать глубокие чувства и не зря именно ему –такому чувствительному юноше приходят видения.
Отца Пола — Лето Атрейдеса сыграл прекрасный и очень востребованный сейчас Оскар Айзек, во внешности которого будто бы смешались аристократические гены с кровью конкистадоров (все-таки Атрейдесы на Арракисе, как ни крути, пока колонизаторы). Мать юноши – колдунью Леди Джессику, которая знает больше, чем кто либо вокруг, сыграла шведка с магическим взглядом — Ребекка Фергюсон. Наставника Пола, который пойдет за парня в любое сражение сыграл обаятельный Джейсона Момоа, а голубоглазую возлюбленную парня – Чани, роскошная Зендея.
Вильнев не прогадал ни с брутальным героем Хавьера Бардема, ни с грубым Джошем Бролином, играющего здесь оружейного мастера, ни с жесткой героиней Шарлотты Рэмплинг, ни с совершенно неузнаваемым здесь Стелланом Скарсгардом, который играет массивного злодея, барона Владимира Харконнена. Одним словом, директора по кастингу тоже стоит отблагодарить за столь уместный и довольно небанальный кастинг.
В завершение добавим лишь пару слов о «религиозном» фоне фильма, который так и просится в нашу рецензию. Одни там рассмотрели завуалированный страх перед исламским миром, другие миссионерские походы к аборигенам, мы же увидели лишь перезагрузку — новая религия нашей Вселенной заговорит на языке экологии, а Мессия будет бороться не только за воду, зелень и чистый воздух, но и за любовь прекрасной женщины. Судя по всему, больше о ней мы узнаем в следующей части картины. Сиквел вроде бы уже анонсировали.
Напоследок рекомендация — посмотрите фильм в IMAX, он того стоит.