Сколько зарабатывает топ-менеджмент казахстанских банков
«Курсив» подсчитал, сколько зарабатывало в прошлом году руководство казахстанских банков, и сравнил, как изменилось вознаграждение топ-менеджеров БВУ относительно докризисного 2019 года.
На фоне прошлогоднего экономического спада и снижения деловой активности из-за пандемии совокупная прибыль банковского сектора РК, по данным Нацбанка, уменьшилась с 791 млрд тенге в 2019 году до 726 млрд в 2020-м. Однако главным «драйвером» снижения общего финансового результата БВУ стал вовсе не кризис в экономике, а крупные убытки (не имеющие никакого отношения к пандемии), понесенные двумя игроками. У АТФ убыток по итогам года составил 120 млрд тенге, у Нурбанка – 48 млрд. Остальные банки совместными усилиями (и с разным вкладом каждого в общий результат) нарастили прибыль с 787 млрд до 894 млрд тенге, или на 13,6%.
Поскольку минувший год для банковского сектора в целом выдался удачным (особенно по сравнению с просевшими отраслями), банковские управленцы могли рассчитывать на повышенные бонусы. «Курсив» попытался подсчитать, как изменилось среднее вознаграждение топ-менеджмента казахстанских банков по итогам 2020 года.
Банки ежегодно публикуют информацию о суммарном размере вознаграждения ключевых руководителей (все выплаты, произведенные в пользу членов исполнительного органа, включая зарплаты и все виды поощрений в денежной форме) на сайте Депозитария финансовой отчетности Минфина, а также (если банк является эмитентом) на сайте KASE. На портале ДФО банки также размещают поименный список всех лиц, находившихся в составе исполнительного органа в течение отчетного года.
Ошибка в расчете среднего ежемесячного вознаграждения на одного человека может заключаться в том, что внутри отчетного года количество членов правления может меняться, а размещенные на сайте ДФО данные не всегда содержат корректные сведения о датах назначения и увольнения ключевых управленцев. «Курсив» постарался максимально учесть нюансы ротации на основании тех сведений, которые представлены банками на сайте ДФО и в других публичных источниках.
По расчетам «Курсива» (см. инфографику), на протяжении как минимум двух последних лет самый высокооплачиваемый топ-менеджмент банковского сектора страны сосредоточен в дочернем Сбербанке. В 2020 году член правления этого банка зарабатывал в среднем 30,24 млн тенге в месяц, годом ранее – 31,25 млн. В прошлом году суммарное вознаграждение членов исполнительного органа Сбербанка выросло более чем на четверть, при этом усредненный член правления стал получать на 3,2% меньше.
Вторым по привлекательности работодателем для банковских топов продолжает оставаться Forte, где член правления в 2020 году в среднем зарабатывал 24,86 млн тенге в месяц. По сравнению с предыдущим годом эта сумма весьма существенно снизилась (–17,6%) на фоне роста общего вознаграждения правления на 10%.
На третье место с четвертого поднялся Халык с заработком члена правления в размере 21,55 млн тенге в месяц. Здесь среднее вознаграждение выросло в годовом выражении на 27,7%, в то время как суммарные выплаты правлению увеличились на 15%.
Высокий рост оплаты труда топовых управленцев (+46,6%) произошел в Альфа-Банке. В результате этот банк поднялся на четвертое место в списке самых высокооплачиваемых руководителей с показателем 20,5 млн тенге в месяц.
Замкнул пятерку банков, самых щедрых по отношению к своим топам, Bank RBK, где средний заработок члена правления вырос ровно на треть – с 13,37 млн до 17,80 млн тенге.
В восьми банках (включая уже упомянутые Сбербанк и Forte) выплаты среднеарифметическому члену правления снизились. Наиболее драматические сокращения зарплат (или бонусов) произошли в розничных Хоум Кредите и Kaspi – на 50,6 и 45,6% соответственно. Если в Хоум Кредите выплаты топам были урезаны на фоне снижения прибыли (–36% в годовом выражении), то у Kaspi, наоборот, чистая прибыль в прошлом году выросла на 32%. Зато отношение суммарного вознаграждения членов правления к прибыли Kaspi упало до 0,1%, и это минимальный показатель на рынке.