Повышение цен на уголь в Европе и Азии не принесло Казахстану ощутимых дивидендов

Опубликовано (обновлено )
В республике только 20% энергоносителя пригодно для нужд потребителей из зарубежья

На фоне повышенного спроса на энергоноситель на рынках ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) экспортные поставки производителей РК на ключевые рынки сократились. Существенно нарастить их не получится из-за низкого качества большей части объемов добываемого угля.  

На рынке энергетического угля с начала 2021 года наблюдается активный рост цен. По данным Bloomberg, в сентябре в странах Евросоюза средняя стоимость угля с поставкой в 2022 году поднялась до максимума с 2008 года и составила $137 за тонну. Котировки ценовых агентств показывают, что цена на российский энергетический уголь калорийностью 6 000 ккал/кг в начале лета превысила $90 за тонну (FOB порты Балтийского моря), а к осени преодолела порог в $130. В середине сентября в Европе фьючерсы на газ достигли исторического рекорда, превысив $960 за тысячу кубометров.  

Казахстанский уголь в европейском направлении экспортируется через порты Балтийского моря и торгуется с дисконтом к российским сортам. При этом европейские потребители используют уголь калорийностью не менее 5000–6000 ккал/кг, которой соответствует лишь не более 20% от производимого в Казахстане угля (около 20–22 млн т из 113 млн т в 2020 году). В АТР казахстанский уголь (в основном шубаркольский) отправляется через порты российского Дальнего Востока, там цены превышают $140 за тонну.  

Рост цен на уголь происходит на фоне резкого повышения стоимости газа, что увеличило спрос на другие более дешевые источники энергии.  

povyshenie-cen-na-ugol-v-evrope-i-azii-ne-prineslo-kazaxstanu-oshhutimyx-dividendov.jpg

Экспорт следует за ценами 

За январь – июль 2021 года Казахстан нарастил экспорт всех видов угля на 10,3%, с 14,5 до 16 млн т. Рост обеспечен во многом благодаря увеличению поставок в Швейцарию – сразу на 38,2%, до 2,6 млн т, Беларусь – на 259%, до 1,2 млн т, Узбекистан – на 130%, до 221,4 тыс. т и Турцию – в 376 раз, до 150,6 тыс. т.  

«Рост спроса и удорожание цен на уголь, а также рост экономической активности в мире создали благоприятные условия для экспорта угля в страны дальнего зарубежья», – комментируют текущие показатели в Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП).  

В ассоциации отмечают, что в 2021 году казахстанский уголь стали отправлять и на новые рынки – в Марокко и Болгарию.  

Поставки главному импортеру  – РФ – снизились в физических объемах на 5,3%, до 10,5 млн т, но в стоимостном выражении, наоборот, увеличились на 28%, до $137 млн. 

Поставки в РФ остаются основными в структуре экспорта твердого топлива из РК – это 65% от объема за январь – июль 2021 года. В основном это уголь марки КСН, калорийность около 4000 ккал/кг, используемый для сжигания на ТЭЦ. Этим парамет­рам в Казахстане соответствует продукция с разреза «Богатырь» (ТОО «Богатырь Комир»). 

povyshenie-cen-na-ugol-v-evrope-i-azii-ne-prineslo-kazaxstanu-oshhutimyx-dividendov (2).jpg

Заработать на ажиотаже 

Однако текущая конъюнктура отразилась на рентабельности казахстанских компаний. Для анализа выбраны финансовые результаты двух крупных производителей, отправляющих уголь в Европу. Рентабельность продаж «Каражыры» в первом полугодии 2021 года составила 23%, тогда как за весь 2020-й показатель был на уровне 11,4%. «Шубарколь комир» также увеличил рентабельность продаж до 22,3% (21,2% в 2020-м).  

povyshenie-cen-na-ugol-v-evrope-i-azii-ne-prineslo-kazaxstanu-oshhutimyx-dividendov (3).jpg povyshenie-cen-na-ugol-v-evrope-i-azii-ne-prineslo-kazaxstanu-oshhutimyx-dividendov (4).jpg povyshenie-cen-na-ugol-v-evrope-i-azii-ne-prineslo-kazaxstanu-oshhutimyx-dividendov (6).jpg

Казахстанские экспортеры угля говорят, что в основном работают по контрактам с фиксированными ценами. В материнской структуре «Шубарколь комир» и ЕЭК (контролирует разрез «Восточный»), компании Eurasian Resources Group, «Курсиву» уточнили, что большая часть угля с Шубарколя реализуется по среднесрочным контрактам по фиксированной цене. В них не предусмотрена формула пересчета цены в зависимости от изменения спотовых котировок на внешних рынках. Экспорт угля с «Восточного» осуществляется по долгосрочному договору, подписанному на основании итогов прошедшего тендера, по фиксированной цене; пересмотр цены контрактом не предусмотрен. 

«Богатырь Комир», который отправляет свою продукцию на Рефтинскую ГРЭС в Россию, экспортирует на похожих условиях, что и поставщики в Европу. Экспортная цена не менялась с начала года, поскольку зафиксирована в договоре с покупателем. В 2021 году цена реализации угля компании составляет 1289 рублей за тонну (около 7,5 тыс. тенге) с учетом расходов на транспортировку. Это выше средней стоимости энергоносителя на внутреннем рынке на 36%. Однако компания за счет роста экспортных цен нарастить выручку не смогла. В «Самрук-Энерго» (материнская структура «Богатыря») это объясняют тем, что предприятию в этот же период пришлось снизить цены на основном для себя внутреннем рынке. 

По мнению АГМП, сейчас казахстанские производители сдерживают цены на внутреннем рынке, несмотря на рост себестоимости добычи угля: в последние два года в АГМП наблюдали рост цен на запасные части и материалы (взрывчатые вещества, пиломатериалы, шпалы деревянные, запасные части, канаты).

«Нельзя не упомянуть и про рост инфляции, который в июле 2021 года достиг рекордного показателя за последние четыре года, составив 8,4%, а также увеличение затрат на услуги новых монополистов по подъездным путям», – добавили в АГМП.  

В таких условиях экспорт в Европу при высоких ценах позволяет частично субсидировать потребителей на внутреннем рынке. Невыгодными поставки в ЕС для казахстанских компаний становятся при цене, когда стоимость российского угля падает ниже $60–55 за тонну (на базисе FOB порты Балтии).  

Однако ключевым сдерживающим фактором остается качество экспортируемого сырья. Требованиям, предъявляемым в Европе, не соответствует энергоуголь крупнейших разрезов РК – «Богатыря» и «Восточного», которые обеспечивают до 60% всего локального производства. Де-факто экспортерами в ЕС могут стать лишь три предприятия – «Шубарколь комир», «Каражыра» и «Майкубен-Вест» (добывает лигнит). 

Открывая Азию 

Основными портами, через которые экспортируется казахстанский уголь, являются балтийские порты Усть-Луга и Высоцк в РФ. По данным Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, до 2020 года Казахстан ежегодно экспортировал через морские порты РФ около 5 млн т угля.  

Казахстанские власти уже несколько лет хотят увеличить отгрузку твердого топлива на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона через дальневосточные порты РФ и китайский Ляньюньган. В 2019 году Казахстан и Китай договорились о транзите казахстанского угля через Ляньюнган в объеме 2 млн т ежегодно.  

Однако объемы угля, которые казахстанские производители отправляют в КНР, показывают, что экспансия в Азии еще впереди: в январе – июле 2021 года Казахстан снизил объемы в китайском направлении на 46%, с 157 до 85 тыс. т.  

Эксперты АГМП ожидают стабильного спроса на уголь в АТР. Предполагается, что спрос на уголь в этом регионе будет стабильным как минимум в течение ближайшего десятилетия (на АТР приходится 44% мирового потребления электроэнергии, 47% генерации приходится на уголь).  

«Только в одном Китае строится и планируется строительство угольных энергоблоков общей мощностью 250 ГВт», – убеждают в отраслевой ассоциации. Для сравнения: совокупная установленная мощность электростанций РК в 2021 году – 23,6 ГВт. 

Читайте также