Главные политики мира всегда одевались однообразно: неизбежные темные костюмы и белые рубашки. Дипломатический протокол и требования дресс-кода не оставляют президентам и премьер-министрам возможности проявлять «модную» индивидуальность – даже если речь идет о носках или галстуках. Тем интереснее исключения из этого правила: рассказываем о политиках, которые не только запомнились своим стилем, но и оставили в истории одежды свои имена, а в экспозициях музеев – вещи из своего личного гардероба.
Хамид Карзай и его чапан
После прихода к власти талибов его фотографии снова оказались на первых страницах сайтов и бумажных изданий. Его нельзя не запомнить и нельзя не узнать: экс-президент Афганистана Хамид Карзай — самый известный политик страны за последние 20 лет. И «самый шикарный человек на планете» — эти слова дизайнера Тома Форда, сказанные им в начале 2000-х, когда Карзай еще был исполняющим обязанности президента, обойдут все модные издания.
В 2007 году он станет десятым в списке «самых хорошо одетых мужчин в мире» по версии американского журнала Esquire. Из политиков его опередят только Барак Обама и Николя Саркози в их классических темных костюмах.
«Самое важное в одежде – то, как вы ее носите», — резонно заметят журналисты, перечислив все составляющие «модного образа» Хамида Карзая: полосатый чапан, высокую меховую шапку и рубашку с воротником-стойкой.
Неожиданные для западных журналистов, эти вещи многое говорили людям, знакомым с историей и традициями Афганистана: образ нового президента был очень эклектичен. Хамид Карзай носил не пуштунский тюрбан, а туркменскую шапку, и надевал поверх традиционной пуштунской рубахи узбекский чапан, будто уже своим костюмом объединяя разные этносы Афганистана.
В 2015 году, когда Карзай уже не был президентом, он подарил один из своих знаменитых чапанов Британскому музею. Как сообщала Daily Telegraph, представители музея назвали его «всемирно известным символом национальной и культурной самобытности» и сообщили, что чапан станет важным дополнением их коллекции.
Одна из лондонских газет написала, что Хамид Карзай — «самая неожиданная икона стиля со времен Махатмы Ганди».
Леонид Брежнев, Михаил Горбачев и каракулевая шапка-«пирожок»
Это сегодня Брежнева называют в СМИ «денди», «модником» и «иконой стиля», а в советское время никакому редактору не пришло бы в голову писать об одежде генерального секретаря ЦК компартии Советского Союза. Хотя в случае с Брежневым было о чем говорить и писать. В молодости и зрелом возрасте Леонид Ильич был эффектным мужчиной, и, в отличие от своего предшественника Хрущева, который появлялся на встречах с иностранными лидерами в мешковатых костюмах, Брежнев, став главой СССР, начал заказывать себе одежду у личного портного из знаменитого Общесоюзного дома моделей на Кузнецком Мосту (Москва).
К слову, этот «портной» был одним из лучших дизайнеров страны: в 2008 году вышла книга Анастасии Юшковой «Александр Игманд: «Я одевал Брежнева…»», где модельер рассказывает о своем знаменитом клиенте. Он шил ему все: от простых брюк для отдыха на даче до теплых пальто и шапок-ушанок.
Именно шапку-«пирожок» станут называть «любимым головным убором генсека» и «пирожком» Брежнева, хотя у нее есть даже не одно, а два официальных названия – «гоголь» и «московская». Эту шапку продолговатой формы шили из овчины и нутрии, кролика и ондатры, но генеральный секретарь предпочитал дорогой каракуль, причем часто это был total look – воротник пальто и шапка из одного и того же серого вьющегося меха.
Такой же «пирожок» будет носить первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев, и шапка снова сменит название – на «горбачевку». Она и сегодня продается на американском сайте Russian Legacy, который торгует матрешками, павлопосадскими платками, самоварами и прочими товарами «а-ля рюс». Там она называется Karakul Gorbachev Ambassador Hat и стоит $189,99. Как подтверждение легенды – фотография Горбачева в «пирожке» на трибуне.
Впрочем, модные журналы, называя сегодня шапку-«пирожок» в качестве одного из зимних трендов, все-таки пишут «любимый головной убор Леонида Ильича Брежнева». А носят его самые стильные российские «звезды» — например, Рената Литвинова.
Джавахарлал Неру и его «жакет Неру»
Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру окончил знаменитую английскую школу Хэрроу и юридический факультет Кэмбриджа, он прекрасно выглядел, и, наверное, так же хорошо чувствовал себя в европейском костюме, но на фото в журналах Time (1951 г.) и Vogue (1964 г.) он одет в этническую одежду.
Этот длинный одноборотный сюртук с застежкой на пуговицах и воротником-стойкой (другое название – «воротник-мандарин») войдет в историю моды как «жакет Неру», хотя одежда похожего кроя появилась в Индии еще в X веке.
Впрочем, свой современный вид этот облегающий жакет получил уже в 1940-х годах, и с тех пор его носили и продолжают носить люди с высоким социальным статусом, в том числе и политики – это если говорить об Индии.
Фото: Gettyimages.ru © Bettmann
Что касается других стран, «жакет Неру» очень быстро вошел в моду и в Европе, и в Америке, но здесь его оценили люди искусства. Сама идея, что мужчинам необязательно упаковывать себя в классические пиджаки с отложным воротником и строгими лацканами оказалась как нельзя кстати в «безумных 1960-х». «Жакеты Неру» носили музыканты группы «Битлз», певец Фрэнк Синатра, а в первом фильме «бондианы» — «Доктор Ноу» (1962 г.) — оба главных героя, Джеймс Бонд (Шон Коннери) и Доктор Ноу (Джозеф Уайзмен).
Модели, напоминающие лаконичный и эффектный индийский этнический пиджак, не раз появятся в коллекциях знаменитых модных домов – Пьера Кардена, Ива Сен-Лорана и т.д. Он остается актуальным и сегодня, особенно в последние сезоны, когда в моду вошел стиль «унисекс»: у «жакета Неру» нет привязки к полу – его могут носить и мужчины, и женщины.
Мао Цзэдун и его «френч Мао»
Два года назад международный бренд Uniqlo представил в своей весенней коллекции костюм «в военном стиле» — во всяком случае, так было сказано на сайте компании. Но в социальных сетях его сразу назвали «костюмом Мао Цзэдуна», а один из комментаторов предложил добавить знаменитую кепку с красной звездой – «тогда ансамбль будет законченным».
Директор по международным связям с общественностью Uniqlo Альдо Лигуори, отвечая на вопросы South China Morning Post, сказал, что любое сходство является случайным и что, разрабатывая эту модель, в компании не думали ни о каких политиках.
Тем не менее, сходство очевидно и прослеживается во всем, от покроя и цвета хаки до деталей – например, четырех карманов, которые в оригинальном «френче Мао» означают четыре добродетели из знаменитой китайской «Книги перемен»: уместность, справедливость, честность и чувство стыда.
Впрочем, эта символика была заложена не при первом председателе коммунистической партии Китая Мао Цзэдуне, а еще раньше: такой френч носил основатель китайской партии Гоминьдан Сунь Ятсен еще в начале XX века. Именно тогда в революционном Китае появилась новая национальная одежда: простая и утилитарная, в противовес ярким роскошным нарядам китайских императоров, она сочетала элементы западной и восточной моды, но – с военным «акцентом».
После смерти «отца нации» Сунь Ятсена в 1925 году, китайцы, с их любовью к символике цифр, все объяснили про его френч: кроме уже упомянутого значения четырех карманов, оказалось, что пять главных пуговиц на планке кителя символизируют пять ветвей власти, перечисленных в конституции Китайской республики; три пуговицы на каждой манжете – три народных принципа Сунь Ятсена – национализм, народовластие и народное благосостояние; и т.д.
Вскоре этот костюм станет стандартной формальной одеждой для всех китайских лидеров, но во всем мире его узнают благодаря самому знаменитому руководителю Поднебесной – Председателю Мао. Это френч и сегодня прежде всего ассоциируется с Мао Цзэдуном, несмотря на то, что после него его носили политики не только Китая, но и Северной Кореи: Дэн Сяопин, Си Цзиньпин, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и другие.
Несколько лет назад в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке прошла выставка «Китай. Зазеркалье», и в ее экспозиции были сразу несколько вариантов «тренча Мао».
«Ни один другой предмет одежды так наглядно не представляет Китай для Запада», — сказал куратор выставки Эндрю Болтон в интервью Washington Post.
Понятно, что дизайнеры не могли «пройти мимо» этого тренча, как и мимо «жакета Неру»: John Galliano для Dior, Vivienne Westwood, Dries Van Noten — список постоянно пополняется.
Уинстон Черчилль и его бленхеймская «бабочка»
Шляпа, костюм-тройка, карманные часы Breguet, обязательная сигара и такой же неизменный галстук-бабочка – таким предстает на большинстве снимков легендарный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Считается, что благодаря ему в начале 1940-х годов эти галстуки стали настолько популярны, что было налажено массовое производство темно-синих «бабочек» в белый горошек – именно такие носил политик. Вскоре они даже получили специальное название – Blenheim, по родовому имению герцогов Мальборо, где родился Уинстон Черчилль.
Историки моды, рассказывая сегодня о стиле политика, подчеркивают, что британский аристократ прекрасно знал главные правила «носителя» галстука-бабочки: лучше – с жилетом, и завязывать её самому, чтобы «бабочка» не была идеально симметричной – никто не должен заподозрить джентльмена в чрезмерном внимании к его внешнему облику.
Бленхеймскую «бабочку» — галстук, «как у Черчилля», можно купить и сегодня: например, на сайте американского производителя акссесуаров ручной работы Beau Ties Ltd — за $48.