В суде №2 Усть-Каменогорска завершено судебное рассмотрение дела о пытках в колонии. Два года назад сотрудники ОВ 156/2 Усть-Каменогорска избили до смерти и инсценировали самоубийство 29-летнего Андрея Кондратенко, отбывающего наказание за кражу. За это преступление семь человек получили тюремные сроки от пяти до восьми лет.
История Андрея Кондратенко широко освещалась в региональной прессе после того, как его сестра Ирина Никифорова опубликовала в Facebook видеообращение к президенту страны с просьбой взять под личный контроль дело о смерти брата. По словам девушки, Андрей неоднократно рассказывал ей о том, что над ним издеваются сотрудники колонии, бьют его. Родные парня, пытаясь как-то помочь, даже давали взятку сотруднику учреждения – купили новые шины для его автомобиля. Этот факт подтвержден в суде. За месяц до гибели Андрей написал жалобу в прокуратуру Усть-Каменогорска, но она не помогла.
После трагедии семье погибшего сообщили, что он повесился в изоляторе. Однако, по словам девушки, были доказательства того, что Андрея убили. У него в желудке судмедэксперты обнаружили записку с именами убийц, а в легких – воду, что могло говорить об утоплении.
Согласно официальной информации пресс-службы суда №2 Усть-Каменогорска, сотрудники колонии избили парня, от телесных повреждений он скончался. Чтобы скрыть преступление, работники учреждения заставили двух осужденных перенести тело в камеру дисциплинарного изолятора, где инсценировали самоубийство. На суде это подтвердили свидетели.
Расследование уголовного дела было под контролем Генеральной прокуратуры РК. Суд длился более года. Судья суда №2 Усть-Каменогорска, рассматривавшая дело, посчитала, что его намеренно затягивали сотрудники ДУИС и даже прокуроры. Поэтому в их отношении судья вынесла четыре частных постановления. Из семи осужденных за пытки, повлекшие смерть, двое получили наказание в виде лишения свободы на срок восемь лет, двое – на семь лет, еще трое – на пять лет.
«Приговор считаю беспрецедентным, так как в этом регионе таких решений не было. Сотрудники, пытавшие заключенного, получили реальные сроки. Это говорит о том, что система знала об этих пытках и их покрывала. Люди, сидящие в тюрьме, отбывают наказание по закону (Уголовному кодексу. – прим. ред), а не по тому закону, который для них творит администрация учреждения. Осужденные колоний должны возвращаться домой, родственники не должны получать их тела. Пытки в тюрьмах – это ничем не оправданная бесчеловечность», –прокомментировала приговор сестра погибшего Ирина Никифорова на своей странице в соцсетях.
Имена осужденных пресс-службой суда №2 Усть-Каменогорска не называются, так как приговор пока не вступил в законную силу.
Ранее Kursiv.kz публиковал статистику по жалобам на условия содержания заключенных и пытки в учреждениях УИС. Согласно данным Комитета уголовно-исправительной системы, за два последних года зарегистрировано 326 жалоб на пытки в тюрьмах. Из них до суда дошли только четыре дела, или 1,2%. Остальные обращения не нашли своего подтверждения.
Также сообщалось о законодательной инициативе Генеральной прокуратуры РК об ужесточении ответственности за пытки. По предложению специалистов ведомства, эту категорию преступлений необходимо перевести в категорию особо тяжких. Это автоматически введет запрет на освобождение от ответственности за деятельное раскаяние и примирение сторон.